Сухопутный крейсер "Берег"

82

Некий полководец прошлого как-то заметил, что одна пушка на берегу стоит десятка палубных. Спорить не приходится, ведь на точность стрельбы корабельных орудий сильно влияет хотя бы бортовая и килевая качка, которой канониры на сухопутной батарее не подвержены. Обычно береговые батареи размещают вблизи военно-морских баз, например, Севастополя и Владивостока, крупных портов, на подходах к стратегически важным проливам, вроде Ла-Манша, каналов, подобных Панамскому, на островах и мысах. Орудия устанавливают в открытых сверху двориках, мощных каменных фортах и казематах либо во вращающихся бронированных башнях. Это, как правило, дальнобойные морские пушки калибром до 406 мм, наводимые на движущиеся, маневрирующие цели с помощью принятых на флоте дальномеров и прицелов.

С середины XIX в., в некоторых странах, вдоль побережья, стали прокладывать железнодорожные ветки, по которым ходили специальные платформы со смонтированными на них орудиями. В годы Великой Отечественной войны, в советской береговой обороне, с успехом применялись такие артсистемы калибром 100, 130 и 305 мм. Однако всем им были присущи недостатки - в частности, привязанные к рельсам, они были ограничены в маневре, кроме того, колею могла обнаружить вражеская разведка со всеми вытекавшими последствиями. Это учли разработчики новых отечественных комплексов, которым предстояло придти на смену уже устаревавшим предшественникам. Так, в 60 - 70-е гг., для прикрытия подступов к побережью, создали и стационарные комплексы с противокорабельными ракетами "Яхонт", которые, вместе с командными пунктами, были упрятаны в хорошо защищенные шахты и подземелья, и передвижные "Базальт".

Те и другие способны держать под огнем пространство площадью в 280 тыс. Км2. Одновременно проектировался и артиллерийский комплекс "Берег", предназначенный для поражения надводных кораблей всех классов, отражения десантов и ведения огня по наземным целям, "Берег" должен был скрытно перемещаться по суше. Незаметно для неприятеля выдвигаясь на угрожаемые направления, и столь же скоро выходить из-под вероятного удара. Понятно, что стандартные армейские самоходные артиллерийские установки для этого не годились, так как не могут прицельно уничтожать скоростные, маневрирующие цели - небольшие десантные суда, к тому же при ограниченной непогодой видимости. "Берег" проектировали по корабельному принципу - автономным, с централизованным управлением огнем шести 130-мм орудий (как у легкого крейсера периода Второй мировой войны).

Все его машины выполнены на одинаковых, самоходных, 4-осных, полноприводных шасси МАЗ-543М, оснащенных приборами ночного видения, навигационной аппаратурой и своими источниками электроэнергии. В особом фургоне размещен мозг комплекса, центральный пост управления огнем БР-136, связанный с 1-2 наблюдательными пунктами, вертолетом-корректировщиком и орудиями, Его помещение разделено на пять отсеков. В нем находятся смонтированные на выдвижных основаниях антенны, причем радиолокационная с отдельным приводом, и дальномерно-визирное устройство. А также - аппаратура первичной обработки информации о противнике, цифровой вычислитель, радиотелеграф, места водителя-электрика, командиров комплекса и центрального поста, группы управления, артиллерийских электриков и радиометристов.

В распоряжении командира "Берега" - навигационная аппаратура, связь, сигнализация, визир для наблюдения за целями, телефон для переговоров с наблюдательными пунктами и стол с топографической картой. Командир центрального поста поддерживает связь с орудиями. Кроме того, расположен (в моторном отсеке) резервный дизель-генератор мощностью 30 кВт, а впереди, под кабиной водителя, - два кондиционера. Один создает микроклимат, необходимый для нормальной работы расчета поста, второй - для приборов. Фургон оснащен домкратами с электромеханическими и ручными приводами для его горизонтальной установки на пересеченной местности. Обнаружение целей производится по двум каналам. Радиолокационному и оптико-электронному в режимах кругового и секторного поиска на дистанциях до 35 тыс.

М. Комплекс может автоматически, несмотря на помехи, сопровождать четыре объекта, обеспечивая одновременный обстрел двух и мгновенное перенесение огня на иные. Кроме того, есть телевизионно-лазерный канал и дополнительное оборудование. Информация, полученная от радиолокатора, поступает на индикатор с прямоугольной разверткой по азимуту. Операторы совмещают два электрических визира с эхо-сигналом от цели и включают один из двух каналов автоматического сопровождения. Наведение может быть ручным, полуавтоматическим и инерциальным. Ко второму каналу можно подключить телевизионно-лазерную систему сопровождения цели, данные о которой высвечиваются на индикаторе вместе с расстоянием до нее, определенным лазерным дальномером.

Целеуказания, с учетом баллистических и метеорологических поправок, поступают на шесть самоходных орудий, при этом учитывается и их удаленность от центрального поста, а корректировку стрельбы ведут по эхо-сигналам от разрывов снарядов. "Берег" способен вести одиночный или залповый огонь, делая, по выбору, по 4, 6, 8,10 или 12 выстрелов в минуту. Каждое самоходное орудие А-222 находится на опорно-поворотном механизме (типа роликового подшипника) в поворачивающейся башне. В ней несут службу ее командир, в распоряжении которого есть блоки управления всеми устройствами, система управления огнем, приборы наведения, механизмы подачи боеприпасов и выброса гильз, агрегаты жизнеобеспечения, пожаротушения, оптико-электронное наблюдательное устройство с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель, планшет, радио- и внутренняя связь.

Наводчик располагает оптическим прицелом, комплексом световой сигнализации. Двое заряжающих находятся, симметрично стволу, у механизма подачи боеприпасов, еще столько же - сзади, у боеукладки и загрузочного устройства. Кроме того, каждая башня оборудована фильтровентиляционной установкой, не пропускающей радиоактивные и отравляющие вещества, и обогревателем. Ствол 130-мм пушки моноблочный (у первых образцов он был со свободной трубой), длиной без дульного тормоза 7150 мм, или 55 калибров, с кожухом. Затвор клиновый, горизонтальный, полуавтоматический, открывающийся вправо, дополнен механизмом подачи и заряжания, что позволяет расчету делать до 16 выстрелов в минуту. Электромеханические приводы обеспечивают наведение башни, по командам с центрального поста или самостоятельно, на 120° в стороны и придавать орудию углы возвышения от минус 5 до плюс 50°.

Оно оборудовано гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Возимый боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов со снарядами весом по 34 кг. При ведении огня с полным зарядом в 12,9 кг, давление пороховых газов в стволе достигает 3150 кг/см2, что сообщает снарядам начальную скорость в 930 м/с и досягаемость в 27150 м. Расчет может использовать осколочно-фугасные снаряды с донными или радиовзрывателями, последние марки АР-5 - бронебойно-трассирующие, зенитные с головными взрывателями, специальные повышенной мощности, учебные и тренировочные. Между башней и кабиной водителя устроен отсек с силовым агрегатом и приводами двух электромашинных усилителей системы наведения, генератором постоянного тока для питания домкратов, обеспечивающих устойчивость машины при стрельбе.

В состав комплекса "Берег" входит еще и машина обеспечения боевого дежурства, предназначенная для бесперебойной подачи энергии центральному посту и орудиям. Ее вырабатывают два дизель-электрических агрегата мощностью по 30 кВт с запасом топлива, рассчитанным на непрерывное функционирование в течение недели. И эта машина снабжена навигационной аппаратурой и специальными приборами - например, для выявления в воздухе и на местности радиоактивных и химических отравляющих веществ. Кроме силовых агрегатов, в этом фургоне устроены 2 - 4-местные каюты, столовая, она же зал для отдыха, кухня с припасами на неделю, сушилка, электроотопитель, вентиляция для летнего времени. Обслуживают их четыре человека. Здесь расчет "Берега" посменно отдыхает.

На крыше фургона установлен 7,52-мм универсальный пулемет ПКТ. Некоторое время "Берег", как и другие новинки, считался секретным. Видимо, поэтому его появление произвело сильное впечатление на устроителей и посетителей выставки вооружений и боевой техники в Абу-Даби. Во всяком случае, им заинтересовались иностранные заказчики. Однако наладить выпуск сухопутных крейсеров для себя и на экспорт сразу не удалось. Сказалось искусственное нарушение сложившихся экономических связей с Белоруссией, которая, кстати. Была готова поставлять шасси для серийных "Берегов". Украина же бесцеремонно захватила опытный образец комплекса в надежде наладить "самостийное производство". Ну а завод. Которому следовало изготавливать фургоны, счел их производство невыгодным для себя.

Тем временем конструкторы изыскали способ усилить огневую мощь "Берега", дополнив его 20-тонной многоцелевой системой "Гермес", выполненной на базе плавающей десантной гусеничной БМД-3. В ее башне, размещенной в центре корпуса, установлена спаренная 155-мм пушка, а между стволами смонтирован обслуживаемый двумя номерами расчета электронно-оптический блок с 4-канальным инфракрасным прибором прямого видения и 2-канальным лазерным целеуказателем. "Гермес" способен делать до 14-16 выстрелов в минуту осколочно-фугасными снарядами улучшенной аэродинамической формы, активно-реактивными, кассетными и управляемыми типа "Краснополь" и "Сантиметр". В середине передней части машины находится место водителя, в кормовой - обзорный радиолокатор.

Для движения на плаву служат два водомета. Таким образом, создатели "Берега" предусмотрели возможность его модернизации и повышения могущества. А это становится особенно важным, если учесть непродуманное сокращение (в последнее десятилетие) численности кораблей военно-морского флота, предназначенных именно для прикрытия морских границ нашей страны.Библиография.

Значения в других словарях
Сухопутные дредноуты

Построив сначала тяжелый танк, англичане к концу первой мировой войны почувствовали, что нужны более легкие машины, и они появились. Это были МкА, МкВ, МкС, и англичане вплоть до 1940 года (за одним лишь исключением, о чем пойдет речь ниже) не производили тяжелых танков. Французы же, наоборот, выпускали всю войну легкие машины и, казалось бы, вполне ими удовлетворенные, ударились в другую крайность - в конце войны приступили к конструированию тяжелых и сверхтяжелых "броненосцев". Дело в том, ч..

Сухопутные крейсера

Вооруженная гусеничная машина высокой проходимости, полностью бронированная. Как бы далеко ни шагнуло танкостроение, это определение останется для танка классическим. Не случайно в начале века конструкторы называли эти машины сухопутными крейсерами. Да и сейчас в них прежде всего ценится огневая мощь, броневая защита, высокая проходимость, а также способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения.Средний танк Т-54 Средний танк Т-72 полностью соответствуе..

Сухопутный крейсер - СМК

В 1937 году КБ харьковского Паровозостроительного завода (ХПЗ) получило задание на проектирование нового тяжелого танка прорыва на базе Т-35. Согласно требованиям Автобронетанкового управления (АБТУ), утвержденным 5 ноября 1937 г., предполагалось создать трехбашенную машину массой 50-60 т с броней 75-45 мм, вооруженную одной 76-мм, двумя 45-мм пушками, двумя пулеметами ДК и шестью ДТ. В новом танке предусматривалось использовать трансмиссию и ходовую часть от Т-35. Однако КБ ХП3, и без того не..

Сучкорезные машины

см. В ст. Лесозаготовительные машины.. ..

Дополнительный поиск Сухопутный крейсер "Берег" Сухопутный крейсер "Берег"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сухопутный крейсер "Берег"" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сухопутный крейсер "Берег", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 26 символа