Каллиграфия

157

"Путь каллиграфии" (Сёдо) "протянулся" в Японию из Китая. Столь непростой вид письменности развился в Древнем Китае к середине II тысячелетия до н.э. Из пиктограмм - схематических изображений различных предметов и явлений. Архаичные, сложные, тяжеловесные знаки постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания, и к началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой, которая слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек. Со временем оформилось несколько стилевых направлений, разделяемых по форме написания на устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись. Дальневосточная каллиграфия - не просто своеобразная система письменности, это один из ведущих видов искусства, обладающий глубоким философским смыслом.

Иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия. В Японии каллиграфическое письмо появилось в VII в. Японские каллиграфы довольно быстро догнали своих учителей и добились немалых успехов. На базе китайских стилей японцы создали несколько новых, отличающихся гораздо большей простотой, эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600–1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи, использовавшиеся для афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури. Вот как определил различие между китайским и японским каллиграфическими направлениями С.

Н. Соколов-Ремизов. "В китайской каллиграфии главное - это энергия, внутренняя сила кисти. Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в ее языке главное - не осязание, не проникновение, а жест, танец". Искусство каллиграфии, в котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Каллиграфия в дзэн является и средством медитации, и путем познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в каждом случае - это образец высшей искренности и самоотдачи, гармоничной экспрессии и безыскусности.

Не случайно термин "бокусэки" ("след туши"), как называли в Японии каллиграфию, с XV в. Использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано. Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции и на их основе создает и развивает новые направления. В 1948 г. Была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в этой области. Ежегодно данная организация устраивает выставки в трех вариантах. На одной демонстрируются копии старинных образцов, другая представляет работы современных мастеров широкого круга, на третьей осуществляется показ произведений каллиграфов высшего класса.

Укрупненные, обобщенные образы, написанные в динамичной манере, представляют одно из направлений "поиска новых изобразительных решений", объявленного представителями ассоциации. Это оригинальное направление (шаг к авангарду) использовало многое из традиционного багажа, в частности принцип сокращения иероглифов в полускорописи и скорописи, выделение одного-двух иероглифов, а также принцип артистической "игры кистью и тушью", который стал характерной особенностью японской каллиграфии ХХ в. Уже в начале 1950-х гг. Появилось абстрактное направление, в котором иероглифы практически утратили конкретное смысловое значение, дав импульс свободной, экспрессивной импровизации. Абстрактная каллиграфия, в отличие от аналогичного явления в живописи, не свидетельствует о кризисной ситуации, а, напротив, является показателем очень высокого уровня мастерства художника, прошедшего все необходимые этапы обучения искусству письма.

Она более открыто и непосредственно доносит до зрителя мысли автора, его чувства, настроение, сохраняя при этом присущую традиционной каллиграфии культуру владения кистью и тушью..

Значения в других словарях
Какэмоно

- традиционный японский живописный или поэтический свиток, один из элементов архитектурного стиля сёин-дзукури, сложившегося в ХV–ХVI вв. Вначале получил распространение живописный свиток, выполняемый в стиле монохромной живописи суйбокуга. В дальнейшем популярность приобрели каллиграфические свитки, использовавшие японские стихи, изысканно простые по форме и содержанию. Как правило, помещается вместе с композицией из цветов в специальной нише - токонома, предназначенной для основных украшений и..

Календарь

Традиционный японский календарь, как и календарь многих других народов Восточной Азии, является лунно-солнечным. Считается, что он был введен в Японии в VII в. По китайскому образцу. Согласно этому календарю, 1-й день 1-й Луны и, соответственно, начало года совпадали с новолунием. Этот день назывался "день истока" (гэнтан). Год делился на двенадцать месяцев. Помимо порядкового наименования, каждый месяц имел несколько лишь ему присущих названий, отражающих приметы времени года, характер сельскох..

Камакура

1) один из самых древних городов Японии, был основан в 1192 г. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит на залив Сагами. Климат Камакуры мягок. Это идеальный зимний и летний курорт. Каждый сезон имеет свое очарование. Основателем Камакуры является Минамото-но Ёритомо. В 1180 г. Он привел в Камакуру свои войска и сделал ее своей резиденцией. Окруженная горами и морем, Камакура представляла естественную крепость, легко защищаемую от врагов. Здесь обосновалось бакуфу - правител..

Камакура Мацури

- детский праздник постройки снежных хижин "камакура" в Северной Японии. Он восходит к очень древнему обычаю строить снежные пещеры, в которых люди проводили ночь накануне "несчастливого" дня во избежание несчастья. В середине февраля, когда больше всего снега, строятся хижины на 3–4 или 7–8 человек. Раньше они имитировали старинные японские постройки на севере страны. Это были сложенные из снежных брикетов четырехугольные постройки, крыша которых походила на ставни. Сейчас это куполообразные по..

Дополнительный поиск Каллиграфия Каллиграфия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каллиграфия" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каллиграфия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа