Кольвиц

177

, Кэте (Kollwitz, Kathe), урожд. Шмидт (Schmidt) 1867, Кёнигсберг — 1945, Морицбург, близ Дрездена. Немецкий график и скульптор. С юных лет восприняла социально-критические умонастроения от своего отца, строительного мастера и активиста религиозно-социалистического движения. В 1881—1888 обучалась в художественных школах Кёнигсберга и Берлина, первоначально намереваясь стать живописцем. В 1904 занималась в скульптурном классе парижской Академии Жюлиана. В 1891 вышла замуж за Карла Кольвица, социал-демократа, занимавшегося врачебной практикой в рабочих кварталах Берлина. В 1895—1898 Кольвиц создает серию офортов Восстание ткачей по мотивам пьесы Гауптмана Ткачи, где представляет в ярких образах отчаянное положение рабочих, их растущее возмущение, взрыв протеста и его трагическое поражение.

Следующий цикл, Крестьянская война (1903—1908), посвящен историческим событиям 1525. Образы крестьян в этих офортах наделены особой выразительностью. Кряжистые, пригнувшиеся к земле фигуры с узловатыми руками и тяжелыми стопами напоминают искривленные стволы деревьев, тянущиеся к свету в конвульсивном напряжении. В знаменитом листе Прорыв пожилая женщина призывает к восстанию бегущую толпу, воздев к небу заскорузлые, скорченные руки. В дальнейшем художница обратилась к техникам литографии и особенно гравюры на дереве, позволявшей создавать работы монументального стиля, построенные на выразительно обобщенном силуэте и резких светотеневых контрастах (ксилография Памяти Карла Либкнехта, 1919—1920). В Первой мировой войне погиб сын художницы Петер.

Ее антимилитаристские убеждения выразились в цикле гравюр на дереве Война (1922—1923), где главной героиней является мать, защищающая своего ребенка. В 1919 Кольвиц стала членом Прусской академии художеств, была назначена ее профессором. В 1927 посетила Советский Союз. Образ матери с ребенком разрабатывался Кольвиц не только в графике, но и в скульптуре. Фигура женщины с мертвым младенцем на руках наделяется обобщающим символическим смыслом, вовлекая в себя иконографию Богоматери, оплакивающей Христа (Материнство, 1937. Пьета, 1937—1938, обе — Берлин, Нац. Галерея). В скульптурном памятнике павшим в Первой мировой войне, установленном на месте гибели сына Петера в Роггевельде, в Бельгии, коленопреклоненные фигуры матери и отца выражают высшую степень скорби и готовность противостоять насилию.

С приходом к власти нацизма Кольвиц подверглась притеснениям, была вынуждена покинуть Академию художеств, лишилась права на участие в выставках, но, несмотря на тяжелые условия, продолжала работать. К числу ее графических шедевров относится серия из восьми литографий под названием Смерть (1934—1937). Она не дожила всего нескольких дней до конца войны, в которой потеряла мужа и внука.Лит. Раздольская В. Колльвиц. М., 1960. Пророкова С. А. Кэте Кольвиц. М., 1967. Нагель О. Кэте Кольвиц. М., 1971. Кэте Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников. М., 1980. Кете Кольвиц. Альбом / Авт.-сост. З. С. Пышновская. М., 1980..

Значения в других словарях
Кольбе, Генрих

Кристоф (Kolbe, Heinrich Cristoph) 1771, Дюссельдорф — 1836, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Учился в Курфюрстовой Академии в Дюссельдорфе. В 1799 получил премию Гёте на конкурсе. Совершенствовался в Париже под руководством фон Лангера. Переписывался с Гёте, изображения которого неоднократно исполнял. Увлекался жанром портрета, испытав влияние французской портретной живописи. В 1822 стал профессором вновь созданной Академии художеств Дюссельдорфа под руководством П..

Кольбе, Георг

(Kolbe, Georg) 1877, Вальдхайм, Саксония — 1947, Берлин. Немецкий скульптор. Обучался профессии живописца в дрезденской Школе прикладного искусства (1892—1894), затем продолжил образование в мюнхенской Академии художеств (1895—1897), в Академии Жюлиана в Париже (1897—1898). В Париже познакомился с искусством Родена, которое произвело на него глубокое впечатление. В 1898—1901 жил в Риме, где осваивал технику литографии, одновременно совершенствуясь в живописном мастерстве и совершая поездки по го..

Конинк

, Филипс (Koninck, Koningh, Philips) 1619, Амстердам — 1688, Амстердам. Голландский живописец и рисовальщик. Родился в семье золотых дел мастера. Между 1637 и 1639 учился у своего брата Я. Конинка в Роттердаме. С 1641 поселился в Амстердаме, где стал владельцем кораблей Амстердамской линии. Принадлежал к кругу друзей Рембрандта, повлиявшего на его творчество. Писал жанровые, мифологические картины, портреты. Однако самые значительные творческие достижения Конинка относятся к области пейзажа, изо..

Конка, Себастьяно

(Conca, Sebastiano) 1680, Гаэта — 1764, Неаполь. Итальянский живописец неаполитанской школы. Родился в портовом городе Гаэта, учился в Неаполе у Луки Джордано и Ф. Солимены. Ранние работы в аббатстве Монтекассино (1703) не сохранились. От Солимены унаследовал светоносные блестящие цвета, эффектную передачу светотени. С 1707 работал в Риме, где изучал живопись Рафаэля, болонцев, К. Маратти и его последователей. Обрел знатных покровителей в лице кардинала Пьетро Орсини (жил, как и Ф. Тревизани, в..

Дополнительный поиск Кольвиц Кольвиц

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кольвиц" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кольвиц, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа