Корреджо
, Антонио (Correggio, Antonio), наст. Имя Антонио Аллегри Ок. 1489/1494, Корреджо — 1534, Парма. Итальянский живописец. Работал в Парме. Выходец из провинциальной художественной среды, в юности соприкоснувшийся с традициями Мантеньи и окончательно сформировавшийся в контакте с различными школами живописи Высокого Возрождения — от флорентийско-римской до ломбардских последователей Леонардо да Винчи, — Корреджо нашел свой, особый путь в итальянском искусстве первой трети XVI в. Его творчество не вписывается в традиционные рамки Высокого Возрождения и в то же время почти не имеет точек соприкосновения со складывающимся в 1520—1530-е маньеристическим направлением. Наделенный мощным художественным темпераментом, тягой к новизне, богатством фантазии, утонченным даром живописца, Корреджо обогатил итальянскую живопись изобразительными и образно-эмоциональными открытиями, предвосхитившими живопись итальянского барокко XVII в.
Двадцатилетний творческий путь Корреджо отмечен созданием серии больших алтарных картин (Мадонна со св. Франциском, 1514—1515. Мадонна со св. Себастьяном, ок. 1524—1526, обе — Дрезден, Картинная галерея. Мадонна со св. Иеронимом, т. Н. День, ок. 1524, Парма, Нац. Галерея. Рождество, т. Н. Ночь, ок. 1527—1530, Дрезден, Картинная галерея. Мадонна делла Скоделла, ок. 1526—1530, Парма, Нац. Галерея. Мадонна со св. Георгием, ок. 1530—1532, Дрезден, Картинная галерея). Начав с традиционного для итальянской алтарной картины начала XVI в. Типа торжественного алтаря с Мадонной на троне и стоящими у его подножия святыми и внеся в эту схему объединяющую персонажей религиозную эмоциональность и плавно перетекающее от фигуры к фигуре движение, Корреджо вводит затем в алтарные композиции новые темы — небесное явление Мадонны взволнованным святым, ночное Рождество, отдых на пути в Египет.
Он вносит в композиции театрализованность, религиозную аффектацию, сочетает величественность с камерными мотивами, героизированность с нежностью и чувственностью, экспрессию поз и жестов с живописной мягкостью и тонко переданными эффектами яркого солнечного света, полутонов вечернего света, ночного освещения. Камерное начало, утонченность и чувственная красота образов характерны для религиозных композиций Корреджо небольшого формата и его мифологических композиций (Отдых на пути в Египет, ок. 1518, Флоренция, галерея Уффици. Мадонна делла Латте, ок. 1523, Будапешт, Музей изобразительных искусств. Мадонна с корзинкой, ок. 1523—1524, Лондон, Нац. Галерея. Поклонение Мадонны Младенцу, ок. 1522, Флоренция, галерея Уффици.
Даная, ок. 1531, Рим, галерея Боргезе. Ганимед. Юпитер и Ио, обе — ок. 1530, Вена, Музей истории искусства. Леда, ок. 1532—1533, Берлин, Гос. Музеи). Новаторский характер творчества Корреджо особенно полно проявился в его росписях. В первой из них — очаровательном маленьком ансамбле Камера ди Сан Паоло (1519, Парма, монастырь Сан Паоло) — Корреджо использовал утонченные иллюзионистические эффекты, уподобив при помощи своих фресок свод небольшого квадратного помещения шатру густо увитой виноградными лозами беседки, в круглые окна которой заглядывают шаловливые путти. Ансамбль дополняют изображенные в иллюзорных люнетах в основании свода мифологические сцены, с филигранной тонкостью написанные гризайлью и имитирующие скульптуры.
В росписи купола церкви Сан Джованни Эванджелиста (1520—1521, Парма) Корреджо первым из живописцев XVI в. "прорывает" поверхность купола, изображая разверстые небеса и парящего в них Христа, представленного в ракурсе снизу, как и восседающие в облаках апостолы. В росписях купола пармского собора (1524—1530) Корреджо усложняет этот эффект. Восьмигранный купол превращен в глубокое, необъятное пространство неба со множеством парящих в облаках фигур и озаряющим центр небесного свода сиянием, в котором предстает стремительно слетающая с небес фигура Христа (или архангела Гавриила), чтобы принять душу Мадонны. Росписи купола пармского собора стали образцом для купольных росписей художников позднего маньеризма и барокко.Лит.
Gould C. The Paintings of Correggio. Ithaca, 1976..
Дополнительный поиск Корреджо
На нашем сайте Вы найдете значение "Корреджо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Корреджо, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа