Косса

142

, Франческо дель (Cossa, Francesco del) Ок. 1436, Феррара — 1478, Болонья. Итальянский живописец. Мастер феррарской школы. Работал в Ферраре и Болонье (с 1472). Один из ведущих мастеров феррарской школы, Франческо дель Косса унаследовал от своего старшего современника Козимо Туры такие характерные для стилистики этой школы черты, как резкая, иногда граничащая с гротеском характерность образов, напряженность ритма, жесткость моделировки форм, эмалевая драгоценность цвета. В то же время более заметное воздействие на творческое формирование Коссы оказал Мантенья с его классическими интонациями и богатым арсеналом художественных средств. Большое значение для художника имело и знакомство с работами Пьеро делла Франческа, о чем свидетельствуют тонкость передачи света и изысканная холодная тональность работ Коссы, его интерес к передаче сложных пространственных структур.

Самой значительной работой феррарского периода Коссы являются фресковые композиции Март, Апрель, Май, входящие в выполненный группой феррарских художников цикл Двенадцать месяцев (ок. 1469—1470, Феррара, палаццо Скифанойа). Программа росписей, в которых каждому месяцу отведены три расположенных друг над другом регистра, построена на гуманистических и средневековых астрологических представлениях и включает изображения символов месяцев и их декад (средний регистр), триумфы античных божеств и сцены человеческих занятий (верхний регистр) и эпизоды жизни двора герцога Борсо д’Эсте (нижний регистр). Усложненности этого замысла соответствует образный строй и живописный язык росписей Коссы с их утрированной остротой, декоративностью, светской изысканностью.

Особенно впечатляют аллегорические фигуры, персонифицирующие декады месяцев, наделенные тревожной, почти патетической жизненной силой. Болонский период творчества Коссы представляют Алтарь Гриффони (ок. 1473. Главная створка, Св. Франческо Феррер, Лондон, Нац. Галерея. Боковые створки. Иоанн Креститель и Апостол Петр, Милан, галерея Брера) и алтарная композиция Благовещение (ок. 1475—1476, Дрезден, Картинная галерея). Они являются вершиной его живописного мастерства, соединяя скульптурную отчетливость лепки форм, как бы изваянных из драгоценного твердого материала, эмалевое свечение рубиново-красных, густо-синих, серебристо-розовых, изумрудно-зеленых тонов одежд с тонкостью передачи яркого, заполняющего пространство света.

Праздничное великолепие, свойственное этим работам, достигает своего апогея в Благовещении, решенном как театрализованное светское зрелище.Лит. Longhi R. Officina ferrarese. Roma, 1956. Ortolani S. Cosimo Tura. Francesco del Cossa, Ercole di Roberti. Milano, 1941..

Значения в других словарях
Корреджо

, Антонио (Correggio, Antonio), наст. Имя Антонио Аллегри Ок. 1489/1494, Корреджо — 1534, Парма. Итальянский живописец. Работал в Парме. Выходец из провинциальной художественной среды, в юности соприкоснувшийся с традициями Мантеньи и окончательно сформировавшийся в контакте с различными школами живописи Высокого Возрождения — от флорентийско-римской до ломбардских последователей Леонардо да Винчи, — Корреджо нашел свой, особый путь в итальянском искусстве первой трети XVI в. Его творчество не в..

Кортона

, Пьетро да (Cortona, Pietro da), наст. Имя Пьетро Берретини 1596, Кортона — 1669, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Один из ведущих мастеров итальянского барокко. Как живописец учился у А. Коммоди и Б. Чарпи. Работал в Риме и во Флоренции. В живописных работах Пьетро да Кортоны стилистические черты итальянского барокко получили наиболее полное выражение. Соединявший дарования выдающегося архитектора и виртуозного живописца, Пьетро да Кортона нашел ставшую отправной точкой для его продолж..

Костанци

, Плачидо (Costanzi, Placido) 1702, Неаполь — 1759, Рим. Итальянский живописец позднего барокко, гравер. Сын резчика гемм и гравера, золотых дел мастера Дж. Костанци. Обучался гравюре у отца, помогая ему в работе. Живописью занимался у Ф. Тревизани и затем у Б. Лути, выполняя рисунки с произведений А. Карраччи, Рафаэля. Работал в Риме по заказам кардиналов Альбертолли, Зондадари, Мартелли, Аквавива, Толомеи, исполняя росписи их дворцов в Риме и др. Городах. Во дворце кардинала Альбертоли написал..

Котмен

, Джон Селл (Cotman, John Sell) 1782, Норидж — 1842, Лондон. Английский живописец и график. Вместе с Кромом стал виднейшей фигурой нориджской школы. Происходил из семьи преуспевающего торговца. В 1798 приехал в Лондон и начал работать для известного издателя Р. Акермана. В следующем году познакомился с доктором Т. Монро, меценатом и коллекционером, и стал членом кружка акварелистов, которому тот покровительствовал. С 1800 по 1805 систематически совершал поездки в Уэльс и Йоркшир. В 1803 сблизилс..

Дополнительный поиск Косса Косса

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Косса" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Косса, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа