Кранах
, Лукас Старший (Cranach Lucas der Altere) 1472, Кронах, Верхняя Франкония — 1553, Веймар. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500) сведений не имеется. В 1502—1503 работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 — нач. 1509 посетил Нидерланды. В 1505—1550 работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре. Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения.
В ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации. Первыми достоверными произведениями мастера считаются два Распятия (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства. 1503, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно в них заметнее всего реминисценции готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей.
Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные во втором Распятии. Асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения. В эти же годы написаны портрет гуманиста И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа. Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы. Отдых на пути в Египет (1504, Берлин, Гос. Музеи) выглядит на картине идиллическим времяпрепровождением семейства, расположившегося на лужайке среди елей и берез. Ангелочки, как шаловливые дети, забавляются с маленьким Христом, собирают цветы, музицируют.
Глубокие красные тона одежд хорошо гармонируют с сочной зеленью окружения. Сходное восприятие мира демонстрируют сцены на створках алтаря с изображением Св. Семейства с ангелами и Воспитания Марии (ок. 1510—1512, Верлиц, Художественное собрание). Ясно построенной композиции соответствуют лирические образы главных персонажей с их спокойными позами и жестами. На рубеже 1510-х в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — Венера и Амур (1509, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам.
В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты. Венера (1532, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Лукреция (ок. 1518. Два варианта — Кассель, Картинная галерея и Кобург, замок), Нимфа источника (1518, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Суд Париса (1530, Карлсруэ, Кунстхалле). Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты.
Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший. Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии. Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере.
Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.Лит. Кранах Старший. Альбом / Авт.-сост. А. Н. Немилов. М., 1973. Шаде В. Кранахи — семья художников. М., 1987. Lukas Cranach der Altere. Der Kunstler und seine Zeit. Berlin, 1953. Friedlander M., Rosenberg J. The Painting of L. Cranach. London, 1978..
Дополнительный поиск Кранах
На нашем сайте Вы найдете значение "Кранах" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кранах, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа