Лути

189

, Бенедетто (Luti, Benedetto) 1666, Флоренция — 1724, Рим. Итальянский живописец. Один из крупных мастеров Рима 1-й пол. XVIII в. Родился в Тоскане, его покровителем был тосканский герцог Козимо III де Медичи. С 1690 работал в Риме. Стал последователем К. Маратти, увлекался живописью болонцев XVII в., Пьетро да Кортона. Традиции барочной живописи Тосканы Лути трансформировал в духе классицизма Маратти и рококо. Ф. Милиция считал, что Б. Лути, однако, в большей степени последователь манеры французских мастеров. С 1695 — член Академии Св. Луки, с 1720 — ее президент. В 1692 состоялся дебют художника в Риме. Он принял участие в выставке в честь св. Бартоломео, исполнив полотно Бог наказывает Каина после смерти Авеля (Дербишир, Кедлестон-Холл, Нац.

Собрание). В 1694 — получил первый приз на Климентинском конкурсе. С этого времени Лути завоевывает большую известность. Его покровителями становятся папа Климент XI и знатные аристократы — кардиналы П. Оттобони и К. А. Фаброни, глава ордена доминиканцев падре А. Клош, он выполняет заказы известных семейств — Торри, Колонна, Паллавичини, Барберини, Одескальки. Его картины на религиозные и мифологические сюжеты нравились благодаря своим ярким светящимся краскам (он любил сочетания оранжевых, желтых, фиолетовых, белых цветов), эффектной, но не утрированной светотени, легкой дымке, окутывающей фигуры с мягкими плавными жестами. Это было присуще композициям на религиозные (Инвеститура св. Раниери, 1712, Пиза, собор. Воспитание Марии, 1715, Мюнхен, Старая пинакотека.

Св. Карл Борромейский помогает жертвам чумной эпидемии, 1713, Мюнхен, Гос. Баварские художественные собрания) и мифологические сюжеты (Амур и Психея, Рим, Академия Св. Луки. Воспитание Амура, 1717, Поммерсфельд, частное собрание). Сюжеты из мифологии Лути обычно изображал в римском пейзаже, на фоне античных построек. Эти маленькие полотна кабинетного формата в духе Пьетро да Кортона и Корреджо особенно ценились коллекционерами. В подобной манере Лути изображал и религиозные сюжеты. В маленьком полотне Христос и самаритянка (ок. 1715—1720, частное собрание) две фигуры в красном и синем одеяниях изображены на желто-коричневом фоне в пейзаже. Плавные абрисы фигур мягко согласуются со звучной цветовой гаммой картины.

Подобные сцены писали в Риме также П. Костанци, С. Конка, Ф. Тревизани, испытавшие влияние рококо. Большую известность принесло Б. Лути полотно на религиозный сюжет Св. Карл Борромейский помогает жертвам чумной эпидемии, заказанное в 1713 коллекционером, основателем Дюссельдорфской галереи, принцем Иоганном Вольпелла, женатым на дочери герцога Козимо III де Медичи. Ревностный католик, он хотел видеть в деятельности святого, канонизированного в 1610, пример христианской добродетели. Художник передал подлинное историческое событие, произошедшее в Милане. Крупным и почетным заказом было также исполнение фигуры пророка Исайи для римской церкви Сан Джованни ин Латерано (до 1714). По проекту К. Фонтана и дозволению папы, кардинала Бенедетто Памерили здесь с 1700 проводились большие декоративные работы.

Лучшие скульпторы Рима исполняли мраморные статуи пророков в 12 нишах, а лучшие художники (Б. Лути, М. Бенефьял, П. Л. Гецци, Ф. Тревизани, Дж. Б. Кьяри и др.) должны были написать фигуры пророков над ними в овалах. Лути представил пророка Исайю с книгой в руках, у его ног — табличка с изречением из пророчеств Исайи, за ним — еле различимая монограмма Мадонны (в эскизе вместо монограммы — фигура Мадонны, Лондон, галерея Уолпол). Влияние рококо особенно проявилось во фресках Лути 1720-х — Аллегория правления папы Мартина V (1718—1722, Рим, палаццо Колонна), Аллегория Дианы (1720, Рим, палаццо де Каролис). Бенедетто Лути был талантливым рисовальщиком. С 1704 возглавлял жюри на ежегодном конкурсе рисунка в Академии Св.

Луки. Кроме того, он имел большую коллекцию рисунков (около пяти тысяч), живописи и произведений античной пластики. Особенно высоко ценились его рисунки пастелью. Он был великолепным знатоком античности, участвовал в формировании коллекций таких известных собирателей, как Козимо III де Медичи, П. Кроза, П.-Ж. Мариэтт, Кристина Шведская, герцог Орлеанский и др. Учениками Б. Лути был и П. Костанци, П. Бьянки, К. Ван Лоо, Дж. П. Паннини.Лит. Editorial // Apollo. 1963. Vol. 77. № 13. P. 178. Rome in the Eighteenth Century. Catalogue / Ed. By E. Peters Bowron and J. J. Rishel. Philadelphia Museum of Art. 2000..

Значения в других словарях
Лука Лейденский

(Лукас ван Лейден, Lucas van Leyden) 1489 или 1494, Лейден — 1533, Лейден. Нидерландский живописец и гравер. Учился у своего отца — Г. Якобса и у К. Энгельбрехтса (1509). Согласно старым источникам, был истинным вундеркиндом, уже в детском возрасте получая заказы на картины. Работал в Лейдене, в 1521—1522 — в Антверпене, где встречался с Дюрером. В 1527 совершил поездку по Голландии и Фландрии, посетив Миддельбург, место деятельности Госсарта. Начиная с ранних лет, художник чрезвычайно плодотвор..

Лукьян

, Штефан (Luchian, Stefan) 1868, Штефанешти — 1916, Бухарест. Румынский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1885—1889) у Т. Амана, в Академии художеств в Мюнхене (1889—1890) у И. К. Хертериха и Академии Жюлиана в Париже (1891—1892) у В. Бугро. В 1892 вернулся в Румынию, жил в Бухаресте. Организатор "Выставки независимых художников" (1896), один из инициаторов создания Общества по распространению художественного вкуса в Румынии — "Иляна" (1897—1899) и одноименного журнала. При..

Льянос

, Фернандо (Llanos, Fernando) Упом. С 1505 по 1525. Испанский художник. Мастер валенсийской живописной школы. Принес на испанскую почву стиль Леонардо да Винчи, но его творчество не укладывается только в рамки леонардеска. Работал вместе с Фернандо Яньесом, их манеры до такой степени схожи, что в истории искусства они чаще всего упоминаются как "Фернандесы". Первое документальное свидетельство о художнике относится к 1505. Запись с этой датой содержит сведения об оплате Леонардо да Винчи и его п..

Магритт

, Рене (Magritte, Rene) 1898, Лессин, провинция Эно — 1967, Брюссель. Бельгийский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Брюсселя (1916—1918). Ранняя живопись отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918—1920), затем пуристов и Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале Эзопаж (Пищевод). Знакомство с живописью Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации Магритта. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую к..

Дополнительный поиск Лути Лути

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лути" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лути, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 4 символа