Мондриан

101

, Пит (Mondrian, Piet), наст. Имя Питер Корнелис (Pieter Cornelis Mondrian) 1872, Амерсфорт — 1944, Нью-Йорк. Голландский живописец и теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма. Обучался рисунку сначала у своего дяди, пейзажиста Ф. Мондриана. Учился в Академии художеств Амстердама (1892—1897). В 1901 совершил путешествие в Испанию. Пейзажи 1902—1910, написанные в окрестностях Амстердама, в Брабанте и Зеландии, свидетельствуют о стремительной эволюции художника от реализма к экспрессионизму (Пейзаж с розовым облаком, ок. 1908. Лес, ок. 1910, оба — Гаага, Гор. Музей). В сериях 1908—1910, разрабатывающих мотивы дерева, церкви, мельницы, маяка, натурная форма последовательно уплощается и схематизируется (Красное дерево, 1909—1911.

Колокольня церкви в Домбурге, 1910, обе — Гаага, Гор. Музей). В Серебряном дереве (1911, Гаага, Гор. Музей) схематизм достигает максимума. Линии ветвей сплетаются в сетку, растягивающуюся по поверхности картины. Поиск "сущностной", отвлеченной от феноменальных проявлений формы осуществлялся Мондрианом под воздействием идей теософии. В 1909 он вступил в голландское теософское общество. В 1911—1914 художник жил в Париже. В картинах этого времени, отмеченных влиянием кубизма, природный мотив растворяется в пересечениях дугообразных, ломаных, наклонных линий (Яблоня в цвету, ок. 1912. Композиция с деревьями, ок. 1912, обе — Гаага, Гор. Музей). Композиции 1913—1914 выстраиваются из горизонталей и вертикалей, чередующихся в дробном ритме.

Ранее ограниченная цветовая гамма насыщается ярко-голубыми, розовыми, оранжевыми тонами (Овальная композиция, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Овальная композиция, 1914, Гаага, Гор. Музей). Вернувшись в Голландию, Мондриан в 1915 встретился с Ван Дусбургом. В 1917 ими были основаны журнал Де Стейл (Стиль) и художественное объединение под тем же названием. Мондриан, идейный лидер группы, опубликовал в журнале ряд статей, в которых излагались его теория неопластицизма, возникшая под влиянием "пластической математики" голландского философа М. Схумакерса. Художник призывал к денатурализации форм, очищению природы от внешнего, иллюзорного многообразия и выявлению таящейся в ней изначальной схемы. Визуальным аналогом сверхчувственного абсолюта, по мысли Мондриана, являются первичные оппозиции.

Плоскость — линия, горизонталь — вертикаль, цвет — не-цвет (ахроматические цвета). Уравновешенность этих элементов должна отражать рациональную гармонию мира, "эквивалентность духа и материи". Принципы неопластицизма Мондриан считал универсальными, применимыми не только для проектирования материальной среды, но и для создания гармоничного общественного устройства. В 1919 Мондриан вернулся в Париж, где в следующем году была опубликована его брошюра Неопластицизм. Во второй парижский период (1919—1938) система геометрической абстракции Мондриана обретает законченность. Композиции строятся на пересечениях вертикальных и горизонтальных линий. Часть образовавшихся прямоугольников ровно закрашивается (художник пользовался лишь тремя цветами.

Красным, синим, желтым). Цветные ячейки противопоставляются белым, "пустым" клеткам (Композиция с красным, желтым и синим, 1921, Гаага, Гор. Музей. Картина № 2, 1921—1925, частное собрание). Мондриан работал большими сериями. Композиции, вписанные в квадрат или ромб, композиции с разной толщиной черных линий и т. П. В таких "периодических рядах" унифицированные элементы образуют жесткий каркас, внутри которого перемещаются "подвижные" модули, создавая всякий раз новые комбинации. Цветные секции, тяжелые и легкие, монолитные и расчлененные, сдвигаются к центру или смещаются на периферию, оставляя обширные паузы пробелов. Окрашенные "тела" свободно зависают либо опираются на прочные основания. Черные линии решетки то плотно сдвигаются, то расходятся как в трансформирующейся конструкции (Композиция с желтым и синим, 1929, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнигена.

Композиция, 1935, Чикаго, Институт искусств. Композиция с красным и черным, 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1929 художник создал Картину-поэму, в которой столбцы поэтического текста М. Сефора встраиваются в неопластицистскую конструкцию (Париж, собрание М. Сефора). Порвав с группой "Де Стейл" в 1924, Мондриан длительное время пребывал в одиночестве. Однако в 1930-х приобрел большой авторитет в кругах художников и интеллектуалов, был ведущей фигурой в объединениях "Круг и квадрат" и "Абстракция—Творчество". В 1938 Мондриан переселился в Лондон, а в 1940 эмигрировал в США. Здесь его система претерпевает определенные изменения. Черные линии исчезают, дробные цветные поверхности мелькают в прерывистых ритмах, вызывая ассоциации с беспокойной суетой американского города (Нью-Йорк сити I, 1942, Париж, Нац.

Музей современного искусства. Буги-вуги на Бродвее, 1942—1943, Нью-Йорк, Музей современного искусства).Лит. Пит Мондриан. Каталог выставки. СПб. М., 1996. Seuphor M. Piet Mondrian. Paris, 1956. Ragghianti C. L. Mondrian. Milano, 1962. Lemoine S. Mondrian et De Stijl. Paris, 1987..

Значения в других словарях
Мозер

, Лукас (Moser, Lucas) Немецкий живописец верхнерейнской школы. Все сведения о художнике, дошедшие до нас, содержатся в красноречивой надписи на его единственной достоверной работе — Алтаре Марии Магдалины (1431, Тифенбронн, приходская церковь). "Лукас Мозер, живописец из Вейля, мастер этого произведения. Моли Бога за него. Кричи, искусство, кричи и жалуйся. Никто теперь тебя не домогается. Увы, это так. 1431". Тифенброннский алтарь — первое проявление новых, предвосхищающих Возрождение веяний в..

Мола

, Пьер Франческо (Mola, Pier Francesco) 1612, Кальдераро, провинция Комо — 1666, Рим. Итальянский живописец и гравер римской школы, ученик римского художника Джузеппе Чезари (Кавальере д’Арпино). Продолжил образование в Болонье в кругу Альбани и Гверчино (1635). Значительное влияние на творчество Молы оказало его пребывание в Венеции, где он познакомился с работами великих венецианских мастеров эпохи Возрождения, а также с работами Фетти и Строцци. В 1637 вернулся из Венеции в Рим, где в 1662 во..

Моне

, Клод (Monet, Claude) 1840, Париж — 1928, Живерни. Французский живописец, основоположник импрессионизма. Художественная одаренность Моне проявилась рано. Еще учась в коллеже в Гавре, получил известность своими карикатурами. В 1858 встречается с Буденом, который убедил его в необходимости работы под открытым небом. В 1859 уезжает в Париж с твердым намерением стать художником. В Салоне его привлекают пейзажи Добиньи, Коро, Т. Руссо. Он посещает студию Сюиса, некоторое время учится у известного ху..

Монори

, Жак (Monory, Jacques) Род. 1934, Париж. Французский живописец и художник видео-арта. В 1964 принял участие в выставке "Мифологии повседневности", положившей начало направлению повествовательной фигуративности во французском искусстве. Протестуя против засилья абстракции, художники этой группировки обращаются не к реальности как таковой, а именно к ее "мифологии", т. Е. К потоку имиджей, продуцируемых индустрией кино, телевидения и массовой печати. Картины Монори, выполненные по собственноручны..

Дополнительный поиск Мондриан Мондриан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мондриан" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мондриан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа