Мырквичка

154

, Иван (Мърквичка, Иван) 1856, Видим, Чехия — 1938, Прага. Болгарский живописец и график чешского происхождения. Учился в пражской (1873—1876) и мюнхенской (1876—1877) Академиях художеств. Приехал в Болгарию в 1881. В 1882—1889 — учитель рисования в гимназии г. Пловдива. С 1889 жил в Софии, преподавал рисование в тамошней гимназии. Один из основателей болгарского Общества поощрения искусств (1894). С 1896 по 1921 — профессор и многолетний директор Гос. Рисовального училища в Софии, в создании которого он принимал активное участие. В 1923 вернулся на родину. Мырквичка изображал сцены из народной жизни. Обычно это многофигурные композиции, исполненные в манере академического реализма, усвоенного во время обучения в Мюнхене.

В первый, пловдивский, период пребывания в Болгарии в его жанровых картинах преобладает интерес к местным обычаям, народным костюмам, национальной архитектуре и пейзажу (Базар в Пловдиве, 1888. День поминовения <Задушница>, ок. 1889, обе — София, Нац. Галерея). Тогда же им исполнены многочисленные рисунки и акварели, изображающие крестьян. После переезда в Софию творчество Мырквички меняется. Образы крестьян в его произведениях становятся глубже и серьезнее, в самой живописной системе усиливается трезвый реалистический подход. По-иному выглядят теперь в его работах и любимые им сцены сельских праздников. Такова, например, его картина Рученица (1894, София, Нац. Галерея). Действие происходит в деревенской корчме, в центре — двое крестьян увлеченно, азартно исполняют народный танец — рученицу.

Но не только стихия пляски интересует здесь художника. Его внимание привлекают разнообразные типы крестьян, наблюдающих за этим зрелищем. Сдержанные сероватые тона, лишь слегка оживленные пятнами красного в костюмах главных персонажей, определяют колористический строй произведения. В кон. 1890-х мастер обращается к историческим темам, к трагическим эпизодам болгарской истории в период османского ига, изображает лучших деятелей болгарского просвещения (Отец Паисий, ок. 1898, София, Нац. Галерея). В последней картине, исполненной в почти романтическом духе, воссоздан вдохновенный лик монаха Хиландарского монастыря, автора Истории Болгарии, написанной в 1760-х и ставшей своеобразным знаменем национального возрождения страны.

В нач. XX столетия Мырквичка написал ряд тонких и выразительных портретов деятелей болгарской культуры. Творчество художника и его длительная педагогическая работа сыграли важную роль в развитии реалистического искусства Болгарии.Лит. Львова Е. Иван Мырквичка. М., 1955. Протич А. Иван Мърквичка. София, 1955..

Значения в других словарях
Муссини

, Луиджи (Mussini, Luigi) 1813, Берлин — 1888, Сиена. Итальянский живописец тосканской школы, один из мастеров итальянского пуризма. Родился в Германии, в семье капельмейстера прусского двора, в 1840—1844 закончил Академию художеств Флоренции. Работал в Риме, где в 1844 вместе с учеником Ж. Б. Д. Энгра, швейцарским живописцем Францем Адольфом фон Штюрмером основал школу рисунка, откуда, по словам В. Камуччини, не признававшего метода пуристов, выходили "примитивные контуристы", так как большая р..

Муха

, Альфонс (Mucha, Alfons) 1860, Иванчицы, Южная Моравия — 1939, Прага. Чешский график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. В юности приехал в Вену, сотрудничал в одной из тамошних мастерских театральных декораций (1879—1881). В 1883 работал по заказам мецената — графа Куэна в его замке в Моравии. В 1884—1887 учился в мюнхенской Академии художеств у Л. Хертериха и Л. Лёффца. В 1888 приехал в Париж, занимался в Академиях Жюлиана и Коларосси. Работал над созданием рекламных плакато..

Мысльбек

, Йозеф Вацлав (Myslbek, Josef Vaclav) 1848, Прага — 1922, Прага. Чешский скульптор. Учился сначала в частных мастерских скульпторов Т. Сейдана и В. Леви (1861—1868), затем в пражской Академии художеств у живописца А. М. Тренквальда (1868—1872). Путешествуя в 1872—1873 по Германии, короткое время занимался у скульптора Э. Ю. Хёнеля в Дрездене. В 1878 посетил Францию. Преподавал в Праге в Художественно-прикладном училище (с 1885) и в Академии художеств (1896—1919). Мысльбек принадлежит к "поколен..

Мэн Рей

(Man Ray) 1890, Филадельфия — 1977, Париж. Художник американского происхождения, сыгравший видную роль в сюрреалистическом движении во Франции. Мэн Рей ("человек-луч") — псевдоним, принятый с 15 лет потомком иммигранта из России Иммануилом Рудницким и навсегда закрепившийся за ним как собственное имя. В 1897 его семья переехала в Нью-Йорк, где он работал рисовальщиком, одновременно посещая вечернюю художественную школу. Выставка "Армори шоу" (1913), впервые представившая американцам широкую пано..

Дополнительный поиск Мырквичка Мырквичка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мырквичка" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мырквичка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа