Синьяк

175

, Поль (Signac, Paul) 1863, Париж — 1935, Париж. Французский живописец, график. Инициатор и теоретик "неоимпрессионизма". Происходил из состоятельной семьи (отец, владелец магазина, был художником-дилетантом). После посещения в 1879 Четвертой выставки импрессионистов и выставок Моне (в 1880 и 1883), произведших на него сильное впечатление, Синьяк начинает всерьез заниматься живописью, подражая импрессионистам. Энергичный и общительный, он в 1884 принимает деятельное участие в организации Общества независимых художников, девиз которого. "ни жюри, ни наград". Знакомится с Сёра и с энтузиазмом воспринимает его стремление сочетать открытия импрессионистов с научнообоснованными закономерностями взаимоотношения цвета и света.

Становится пропагандистом и теоретиком идей "неоимпрессионизма", основанного на научных открытиях XIX в. В области теории цвета, гармонии и т. Д. Изучает труды Э. Шеврейля, Г. Л. Ф. Гельмгольца и др. Удостоверившись в том, что звучность и яркость цвета усиливается в том случае, когда краски не смешиваются друг с другом на палитре, а, наложенные на холст мелкими мазками, дают нужный тон, оптически сливаясь в глазу зрителя, художники начинают писать раздельными точками чистого цвета. Отсюда другие названия подобного художественного метода — "пуантилизм" (от франц. Point — точка) или "дивизионизм" (от франц. Division — разделение). В 1886 Синьяк показывает 18 работ на Восьмой, последней, выставке импрессионистов, выставляется в Салоне "Общества независимых" (бессменным председателем которого он был с 1908).

От полотен, выполненных под впечатлением произведений импрессионистов (Сен-Бриак. Крест моряков, 1885, Париж, частное собрание. Сена в Аньере, 1885, Париж, частное собрание), Синьяк с 1886 переходит к пуантилистической технике (Резервуары для газа в Клиши, 1886, Мельбурн, Нац. Галерея. Анделиз. Купальня, 1886, Париж, частное собрание), добиваясь удивительной свежести цвета, ощущения трепета жизни, мерцающих струящихся вод, зыбких отражений в воде и скользящих теней. Мазки чистого красящего пигмента разнообразны по размеру и форме, по густоте слоя, все это придает цветовой фактуре выразительность и живописность. Особенно хороши пейзажи Синьяка, пишет ли он царственно-прекрасную сосну, игольчатая крона которой и красный ствол пламенеют в лучах заходящего солнца, переливаясь всеми цветами спектра (Сосна в Сен-Тропезе, 1909, Москва, Гос.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), или наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков. Все исполнено красоты и увидено глазами живописца, влюбленного в жизнь (Песчаный берег моря, 1890, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Тартаны, разукрашенные флагами, 1893, Вупперталь, Гор. Музей. Красный буй, 1895, Париж, музей Орсе. Сен-Тропез, 1897, Сен-Тропез, Музей Аннонсиад. Папский дворец в Авиньоне, 1900, Париж, музей Орсе. Константинополь. Ени-Джани, 1909, Брюссель, частное собрание.

Порт Роттердама, 1907, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена. Марсельский порт, 1907, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В пейзаже Синьяк непосредственнее и искреннее, чем в фигурных композициях, где его живописный темперамент в большей степени скован программными установками и теориями. Фигуры людей в картине Завтрак (1886—1887, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер) кажутся навеки застывшими в своих позах, здесь все неподвижно, даже свет и воздух, и само время словно остановилось. Напротив, Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном тактами и углами, тонами и красками (1890, Нью-Йорк, частное собрание) — так подписал его автор, исполнен динамики завихряющихся орнаментальных узоров (Фенеон — критик, выступавший в защиту многих художников-новаторов и написавший статью о Синьяке в 1890).

Портрет Фенеона свидетельствует об интересе Синьяка к проблемам монументально-декоративного искусства. Художник много путешествовал, посетил Голландию, Италию, Россию. Работал в литографии, акварели. Он был неутомимым тружеником, и даже последние его произведения исполнены необыкновенной свежести и живописного мастерства (Канал Сен-Мартен, 1931—1933, Париж, частное собрание).Лит. Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. М., 1913. Калитина Н. Н. П. Синьяк. Л., 1976. Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников / Сост. К. Г. Богемская. М., 1976. Cachin F. Paul Signac. Paris, 1971. Kornfeld E. W., Wick P. A. Catalogue raisonne de l’?uvre grave et lithographie de Paul Signac. Berne, 1974..

Значения в других словарях
Синьорелли

, Лука (Signorelli, Luca) Ок. 1450, Кортона — 1523, Кортона. Итальянский живописец. Работал в Кортоне и других городах Тосканы, Риме, Перудже, Флоренции, Орвието, получал заказы от правителя Флоренции Лоренцо Медичи. Ученик Пьеро делла Франческа. Возможно, сотрудничал с Перуджино. В творческом становлении Синьорелли большую роль сыграли тесные контакты с искусством и культурой Флоренции последней трети XV в., знакомство с работами Поллайоло, Вероккио и других флорентийцев. Синьорелли — одна из с..

Синьорини

, Телемако (Signorini, Telemaco) 1836, Флоренция — 1901, Флоренция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Тосканская школа. Сын придворного художника тосканского герцога Леопольдо. Учился во флорентийской Академии художеств, где в кон. 1850-х сблизился с Дж. Фаттори, С. Лега, О. Боррани, А. Чечони, создавшими художественно-выставочное объединение "Школа маккьяйоли". С 1853 член революционного кружка Дж. Маццини, сторонник республиканских взглядов. В 1859—1860 принял участие в походе Гариба..

Сирлин

, Йорг Старший (Syrlin, Jorg der Altere) Ок. 1425, Ульм — 1491, Ульм. Немецкий скульптор переходного периода от поздней готики к Раннему Возрождению. Работал главным образом в Ульме, где упоминается с 1449. Руководил большой мастерской резчиков по дереву и столяров. После смерти Йорга Старшего его дело продолжил сын — Йорг Сирлин Младший (ок. 1455 — после 1523). Главное произведение Сирлина Старшего и его мастерской — вырезанное из дерева скульптурно-декоративное оформление собора в Ульме (1468—..

Сирони

, Марио (Sironi, Mario) 1885, Сассари, Сардиния — 1961, Милан. Итальянский живописец. Обучался рисунку в Академии художеств в Риме, затем, увлекшись живописью, посещал студию Балла. Ранние работы выполнены в манере дивизионизма. В 1913 сблизился с футуристами, однако влияние их эстетики не было глубоким и проявлялось лишь в предпочтении художником урбанистических тем, в использовании элементов коллажа (Грузовик, 1915. Танцовщица, 1917, обе — Милан, галерея Брера). Ок. 1920 обратился к стилистике..

Дополнительный поиск Синьяк Синьяк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Синьяк" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синьяк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа