Синьяк
, Поль (Signac, Paul) 1863, Париж — 1935, Париж. Французский живописец, график. Инициатор и теоретик "неоимпрессионизма". Происходил из состоятельной семьи (отец, владелец магазина, был художником-дилетантом). После посещения в 1879 Четвертой выставки импрессионистов и выставок Моне (в 1880 и 1883), произведших на него сильное впечатление, Синьяк начинает всерьез заниматься живописью, подражая импрессионистам. Энергичный и общительный, он в 1884 принимает деятельное участие в организации Общества независимых художников, девиз которого. "ни жюри, ни наград". Знакомится с Сёра и с энтузиазмом воспринимает его стремление сочетать открытия импрессионистов с научнообоснованными закономерностями взаимоотношения цвета и света.
Становится пропагандистом и теоретиком идей "неоимпрессионизма", основанного на научных открытиях XIX в. В области теории цвета, гармонии и т. Д. Изучает труды Э. Шеврейля, Г. Л. Ф. Гельмгольца и др. Удостоверившись в том, что звучность и яркость цвета усиливается в том случае, когда краски не смешиваются друг с другом на палитре, а, наложенные на холст мелкими мазками, дают нужный тон, оптически сливаясь в глазу зрителя, художники начинают писать раздельными точками чистого цвета. Отсюда другие названия подобного художественного метода — "пуантилизм" (от франц. Point — точка) или "дивизионизм" (от франц. Division — разделение). В 1886 Синьяк показывает 18 работ на Восьмой, последней, выставке импрессионистов, выставляется в Салоне "Общества независимых" (бессменным председателем которого он был с 1908).
От полотен, выполненных под впечатлением произведений импрессионистов (Сен-Бриак. Крест моряков, 1885, Париж, частное собрание. Сена в Аньере, 1885, Париж, частное собрание), Синьяк с 1886 переходит к пуантилистической технике (Резервуары для газа в Клиши, 1886, Мельбурн, Нац. Галерея. Анделиз. Купальня, 1886, Париж, частное собрание), добиваясь удивительной свежести цвета, ощущения трепета жизни, мерцающих струящихся вод, зыбких отражений в воде и скользящих теней. Мазки чистого красящего пигмента разнообразны по размеру и форме, по густоте слоя, все это придает цветовой фактуре выразительность и живописность. Особенно хороши пейзажи Синьяка, пишет ли он царственно-прекрасную сосну, игольчатая крона которой и красный ствол пламенеют в лучах заходящего солнца, переливаясь всеми цветами спектра (Сосна в Сен-Тропезе, 1909, Москва, Гос.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), или наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков. Все исполнено красоты и увидено глазами живописца, влюбленного в жизнь (Песчаный берег моря, 1890, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Тартаны, разукрашенные флагами, 1893, Вупперталь, Гор. Музей. Красный буй, 1895, Париж, музей Орсе. Сен-Тропез, 1897, Сен-Тропез, Музей Аннонсиад. Папский дворец в Авиньоне, 1900, Париж, музей Орсе. Константинополь. Ени-Джани, 1909, Брюссель, частное собрание.
Порт Роттердама, 1907, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена. Марсельский порт, 1907, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В пейзаже Синьяк непосредственнее и искреннее, чем в фигурных композициях, где его живописный темперамент в большей степени скован программными установками и теориями. Фигуры людей в картине Завтрак (1886—1887, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер) кажутся навеки застывшими в своих позах, здесь все неподвижно, даже свет и воздух, и само время словно остановилось. Напротив, Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном тактами и углами, тонами и красками (1890, Нью-Йорк, частное собрание) — так подписал его автор, исполнен динамики завихряющихся орнаментальных узоров (Фенеон — критик, выступавший в защиту многих художников-новаторов и написавший статью о Синьяке в 1890).
Портрет Фенеона свидетельствует об интересе Синьяка к проблемам монументально-декоративного искусства. Художник много путешествовал, посетил Голландию, Италию, Россию. Работал в литографии, акварели. Он был неутомимым тружеником, и даже последние его произведения исполнены необыкновенной свежести и живописного мастерства (Канал Сен-Мартен, 1931—1933, Париж, частное собрание).Лит. Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. М., 1913. Калитина Н. Н. П. Синьяк. Л., 1976. Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников / Сост. К. Г. Богемская. М., 1976. Cachin F. Paul Signac. Paris, 1971. Kornfeld E. W., Wick P. A. Catalogue raisonne de l’?uvre grave et lithographie de Paul Signac. Berne, 1974..
Дополнительный поиск Синьяк
На нашем сайте Вы найдете значение "Синьяк" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синьяк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа