Асмус Валентин Фердинандович

187

(1894-1975) - рус. Философ с весьма многогранными интересами. Род. В Киеве в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Киевского ун-та по отделению философии и рус. Словесности. В течение нескольких лет занимался педагогической и научно-исследовательской деятельностью в Киеве. С 1927 - в Москве в Ин-те красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в МГУ (с довоенных пор и до смерти), в Ин-те философии АН СССР.Лекции А. Отличали безукоризненное литературное мастерство, точность и нестандартность образов. Прежде всего это были лекции по истории философии, практически по всем ее разделам - антич., средневековой, новой европейской, классическому нем. Идеализму 18-19 вв. И по последующим направлениям "буржуазной" философии.

Но к чтению историко-философских курсов А., беспартийный представитель "старой школы" (объявленный в газете Ин-та философии в 1938 "тенью Бухарина"), допускался не всегда (особенно в предвоенные террористические годы и после филос. Дискуссии 1947). Но параллельно истории философии А. Интенсивно занимался логикой и методологией научного познания, историей и теорией эстетики, дисциплинами, в которых партийный контроль был менее бдителен. Через аудиторию А. (включая и общество "Знание") прошли сотни и тысячи слушателей, с благодарностью вспоминавшие его лекции. В сравнительно немногочисленных семинарах (обычно аспирантского уровня) А. Раскрывался как внимательный, весьмадоброжелательный и высокоинтеллигентный руководитель и человек.Научно-исследовательская деятельность А.

Была весьма многосторонней, можно сказать - энциклопедичной. Еще в студенческие годы он был увенчан премией по конкурсу о возможном влиянии Спинозы на мировоззрение Л. Толстого (ответ А. Был чисто отрицательным). В дальнейших своих работах, в особенности по истории философии и теории культуры, А. Последовательно проводил идею преемственности между марксизмом и "наилучшими" достижениями предшествующей философии и культуры, что давало ему (и некоторым другим) возможность более широко и досконально анализировать предшествующие филос. Учения и явления культуры. Однако по мере окостенения марксистско-ленинской идеологии резко возрастало официальное подчеркивание исключительности марксизма, "ленинского этапа" в философии и соответственно принижение предшествующей филос.

Мысли. Особенно ярко эта установка официальной идеологии проявилась в осуждении Центральным комитетом ВКП(б) третьего тома "Истории философии" (1944) и в выступлении А.А. Жданова на филос. Дискуссии 1947, в результате которой преподавание и исследования по истории "западной" философии были сведены до минимума. В эти годы А. Целиком ушел в преподавание логики и написание трудов по ней. Не прекращал он и занятий эстетикой (и литературоведением).Диалектический материализм и логика. Киев, 1924. Диалектика Канта. М., 1929. Очерки истории диалектики в Новой философии. М. Л., 1930. Маркс и буржуазный историзм. М. Л., 1933. Борьба философских течений в Московском университете в 70-х годах ХIХ века. М., 1946. Логика. М., 1947. Учение логики о доказательстве и опровержении.

М., 1954. Декарт. М., 1956. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1963. Проблемы интуиции в философии и математике, М., 1965. Избр. Философские труды. М., 1969-1971. Т. I-II. Платон. М., 1975. Античная философия. М., 1976, 1998. Философские этюды. М., 1984 (Платон. Эйдология, эстетика, учение об искусстве. Жан Жак Руссо. Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в. Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления. Огюст Конт. Бергсон и его критика интеллекта. Алогизм Уильяма Джемса). B.C. Соловьев. М., 1994..

Значения в других словарях
Асмус Валентин Фердинандович

Асмус Валентин Фердинандович [р. 18(30).12.1894, Киев], советский философ, доктор философских наук (1940). Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1919). С 1919 на научно-исследовательской и педагогической работе. Профессор Московского университета (с 1939) и старший научный сотрудник Института философии АН СССР (с 1968). Основные работы по вопросам истории философии (в частности, истории немецкого идеализма и русской философии), теории и истории логики, эстетики и лите..

Асмус Валентин Фердинандович

АСМУС Валентин Фердинандович (1894-1975) - российский философ, доктор философских наук. Профессор МГУ (с 1939). Труды по истории философии, теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Государственная премия СССР (1943).. ..

Асебия

(греч. — безбожие) — понятие христианской духовной традиции, обозначающее различные святотатственные действия. Присвоение священных даров, кощунство по отношению к иконам и иным сакральным предметам, разглашение тайны исповеди и т.п. А. Также именуется осознанное несоблюдение традиционных обрядов религиозного культа.C.IO. Солодовников. ..

Аскетизм

(от греч. Askesis - упражнение, подвиг, asketes - подвижник) - пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. Предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п. В более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. Для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. Име..

Асоциальный

(от греч. А – отриц. Частица и лат. Socialis – общественный) – человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.. ..

Аспект

(от лат. Aspectus – вид) – взгляд, точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.. ..

Дополнительный поиск Асмус Валентин Фердинандович Асмус Валентин Фердинандович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Асмус Валентин Фердинандович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Асмус Валентин Фердинандович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 28 символа