Аскетизм

227

(от греч. Askesis - упражнение, подвиг, asketes - подвижник) - пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. Предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п. В более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. Для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. Имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть А., предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.А.

Представляет собой одну из основных характеристик коллективистических обществ (средневековое общество, коммунистическое общество и т.п.) и коллективистических общностей (армия, церковь, тоталитарная религиозная секта или политическая партия и т.п.) (см. Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). В коллективистических обществах А. Считается одним из важных средств, обеспечивающих переход от существующего социального строя к гораздо более совершенному обществу, своего рода "раю на небесах" или "раю на земле".В А. Можно выделить его материальную и духовную составляющие. Материальный А. Обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности, отрицание семьи или по меньшей мере резкое умаление ее роли в обществе, подразделение потребностей человека на естественные и искусственные и принижение последних и т.п.

Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п. Граница между материальным и духовным А. Является относительной.Платон, создавший первую последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества (диалоги "Государство", "Законы"), выдвигал умеренность, удовлетворенность своим положением, каким бы оно ни было, в качестве общей добродетели для всех трех классов своего идеального общества. Умеренность, сущность которой в самоограничении, Платон понимал настолько широко, что включал в нее также политическое самоограничение - признание гражданами права государственного органа требовать законопослушания и повиновения управляемых.

Самоограничение преследовало цель задержать все перемены и обеспечить простирающуюся неограниченно стабильность общества и тем самым, как думал Платон, справедливость.Средневековый А. Предполагал принесение в жертву земного ради небесного, сдержанность всех проявлений земной жизни, сведение к минимуму всех земных целей и забот, уменьшение роли человеческой плоти в жизни человека, сдержанность при изображении земной жизни, ее богатства и многообразия в искусстве. Постоянное выявление и культивирование того, что является свидетельством иной, более возвышенной духовной жизни. Влечения к наслаждению пищей и вином, запахами, звуками, красками и формами ("похоти плоти") опасны, говорил Августин, однако не вообще, а лишь когда они становятся самоцелью и превращаются в самостоятельный источник наслаждения.

Произведения человеческих рук прекрасны, но только в той мере, в какой в них присутствуют следы идеальной красоты, заключенной в Боге. Искушение суетным знанием даже более опасно, чем плотские вожделения. Страсть к исследованию окружающего мира ("похоть очей"), жадное любопытство, рядящееся в одежду познания и науки, не может быть одобрено, если оно не служит религиозным целям и не сочетается с верой в Бога.Презрение к земному миру, предполагаемое А., не означает тотальной неприязни и тем более ненависти к нему. "Человек может и должен любить свое тело, но не ради него самого, а ради здоровья. Но и заботиться о своем здоровье он должен не ради самого здоровья, а ради того, чтобы телесные недуги не мешали ему совершенствовать свою душу и делать добрые дела.

И душу свою он должен любить не ради нее самой, а ради блага, в ней заключенного, которое, по Августину, есть Бог" (Г.Г. Майоров).Средневековый А., требовавший направленности всех помыслов к высшему благу и презрения ко всему, что мешает такой направленности, вовсе не был мрачной, отсекающей все земные радости доктриной, как это иногда представляется (Г. Эйкен, Л. Шестов и др.). Другое дело, что в крайних своих проявлениях, у особенно ревностных своих последователей А. Мог доходить до умерщвления плоти и отрицания всякой ценности земной красоты. Но и "нормальный" А., требовавший презрения к земной жизни ради жизни небесной, распространялся не только на искушения плоти или неумеренную любознательность, но и на благие дела.

Сдержанность, диктовавшаяся им, касалась всех сторон земной жизни, всех видов человеческой деятельности.Коммунистический А. Основывался на убеждении в приоритете будущего, совершенного общества над существующим обществом, призванным служить лишь ступенькой на пути к коммунизму. А. Этого типа требовал, прежде всего, полного отказа от собственности и отведения на второй план роли семьи. "Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением. Уничтожение частной собственности". "коммунистов можно упрекнуть разве лишь в том, что они хотят поставить официальную, открытую общность жен на место лицемерно скрываемой" (К. Маркс, Ф. Энгельс). Идейному обоснованию коммунистического А. Служило разделение потребностей человека на естественные и искусствен н ые.

Предполагалось, что только первые должны удовлетворяться, поскольку вторые навязаны человеку несовершенным обществом и должны быть отброшены. Важным доводом в поддержку А. Являлось и различение низшей ступени коммунизма (социализма) и высшей его ступени (полного коммунизма). А.А. Зиновьев называет это разграничение чисто умозрительным и вместе с тем очень удобным для коммунистической идеологии. "Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма".Можно отметить, что рус. Революционная интеллигенция втор. Пол. 19 в., имевшая очевидный коллективистический уклон, также была проникнута духом А. Это нашло, в частности, отражение в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" и во многом способствовало успеху романа.

"Прежде всего, это книга аскетическая, - говорит Н.А. Бердяев. - Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он готов во всем себе отказать. Мораль "Что делать" очень чистая и отрешенная".А., пронизывающий жизнь коллективистических обществ, не имеет социальных корней в индивидуалистических обществах. Социолог В. Парето характеризовал проявления А. В капиталистическом обществе как патологическую форму дисциплины желаний, гипертрофию чувства социальности. "У людей наблюдается особый род чувств, не имеющий подобия у животных. Они побуждают индивидов налагать на себя лишения, воздерживаться от удовольствий без какой-либо личной пользы, поступать наперекор инстинкту, подталкивающему живые существа стремиться к приятному и избегать неприятного.

Такова сущность феномена, известного под именем А.". Люди вынуждены подавлять многие свои желания, будучи не в состоянии удовлетворить их все. Природа вложила в человека столько желаний, что средства для их удовлетворения всегда недостаточны. Чувства, подчиняющие желания дисциплине, подобные склонности к самоотверженности и самопожертвованию, общественно полезны. Но когда эти чувства получают чрезмерное развитие, они приводят к А. Согласно Парето, последний уже не полезен человеку, а вреден.Иногда А. Понимается как стиль не социальной, а индивидуальной жизни, предполагающий существенное ограничение чувственных желаний ради достижения более высоких, как кажется, духовных ценностей. А. В этом смысле был присущ практике некоторых философских школ (напр., киников) и особенно различных религиозных течений (отшельничество, монашество и т.п.).

Освобождение от чувственных потребностей может быть средством для достижения сосредоточенности духа, подготовки к экстатическим состояниям, обретения "сверхъестественных" способностей.В условиях социального неравенства мотивом А. Может являться нежелание пользоваться кажущимися неоправданными привилегиями (нищенствующие религиозные ордена, толстовство и др.).Эйкен Г. История и система средневекового мировоззрения. СПб., 1907. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1959. Т. 4. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М., 1986. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. И начала XX в. // Вопросы философии. 1990. № 1. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт антидогматического мышления. М., 1991. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992. Арон Р.

Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994. Никитина И.П. Аскетизм как способ жизнедеятельности // Философская антропология. Современное состояние и перспективы. М., 1995. Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1996. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.Я.П. Никитина.

Значения в других словарях
Аскетизм

(от греч. Asketes — упражняющийся в чём-либо. Отшельник, монах) ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. Является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки А. Обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. Обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях (См. Инициации). Значит...

Аскетизм

АСКЕТИЗМ (от греч. Asketes - упражняющийся в чем-либо) - ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. П., присущие практике философских школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. П.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа. ..

Аскетизм

В Православии упражнение воли и помыслов через пост, молитву, уединение, бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Церковь учит, что аскетизм, хотя и в различных степенях и формах, является обязательным для всех христиан без исключения. По словам Иисуса Христа. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11. 12). Для спасения необходимо соединение как благодати, так и свободной воли человека, который должен ..

Аскетизм

АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. Характерен для практики различных религий (монашество> и т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие> в "страданиях" Христа.. ..

Аскетизм

Принципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis, что означает, собственно, тренировку атлетов. Стоики применили его к нравственному самосовершенствованию. Аскетическая практика (аскеза) характерна для многих религий и культурных традиций, включая анимизм, ислам, буддизм и др. Часто в ее основе лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. С..

Аскетизм

(этим. См. Аскет). Учение о необходимости умерщвлять плоть для того, чтобы спастись.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)от слова аскет. Учение о необходимости умерщвлять плоть.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)стремление к умерщвлению плоти.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)ум..

Аскетизм

Воздержанность, умерщвление плоти, подвижничество, воздержание. ..

Аскетизм

1. М.Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, "умерщвление плоти" как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом.2. М.1) Отказ от жизненных благ и удовольствий, крайнее воздержание во всем.2) перен. Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.. ..

Аскетизм

-а, м. Строгай образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий. II прил. Аскетический, -ая, -ое.. ..

Аскетизм

Аскетизма, мн. Нет, м. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в аскетизм.. ..

Аскетизм

(от греч. Askesis - упражнение, подвиг) - учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения. Как правило, А. Не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. Б. И при минимальном уровне потребления ("мало, но вку..

Аскетизм

(греч. — упражнение, подвиг) — добровольное подвижничество, основанное на следовании евангельским заповедям и советам. Одно из основополагающих (но не исключительное) понятий религиозной жизни, предполагающее духовную и нравственную дисциплину, а также физическое воздержание (умерщвление плоти). Смысл аскетизма — отрицание страстей, утверждение в добре и, в конечном счете, подражание Божественному естеству (Григорий Нисский). Получает широкое распространение в восточнохристианской практике с IV ..

Аскетизм

(от греч. Askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. Д. В Др. Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физич. Выносливости организма. В дальнейшем аскетич. Требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров. Тр..

Аскетизм

АСКЕТИЗМ (греч. Aske - упражнение в чем либо) - техника телесных и ментальных практик, служащих средством к достижению сверхчувственных целей. Этического идеала, мистического совершенства и т.д., а также соответствующая им система ценностей. В религиозно-философских учениях Древней Греции (орфизм, пифагореизм) А. Часто называли упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. В раннем христианстве А. Стал началом монашества. Аскеты свершали пост и молитвенные подвиги, однако не налаг..

Аскетизм

( гр. Asketes упражняющийся) - 1) религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с божеством. 2) отказ от жизненных благ, крайнее воздержание.. ..

Асебия

(греч. — безбожие) — понятие христианской духовной традиции, обозначающее различные святотатственные действия. Присвоение священных даров, кощунство по отношению к иконам и иным сакральным предметам, разглашение тайны исповеди и т.п. А. Также именуется осознанное несоблюдение традиционных обрядов религиозного культа.C.IO. Солодовников. ..

Асмус Валентин Фердинандович

(1894-1975) - рус. Философ с весьма многогранными интересами. Род. В Киеве в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Киевского ун-та по отделению философии и рус. Словесности. В течение нескольких лет занимался педагогической и научно-исследовательской деятельностью в Киеве. С 1927 - в Москве в Ин-те красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в МГУ (с довоенных пор и до смерти), в Ин-те философии АН СССР.Лекции А. Отличали безукоризненное ли..

Асоциальный

(от греч. А – отриц. Частица и лат. Socialis – общественный) – человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.. ..

Аскетизм

..

Аскетизм

(греч. - упражнение, подготовка к борьбе) - древнейший элемент религиозной жизни, свойственный почти всем мировым религиям. В христианстве это путь духовного приготовления к спасению души через усердную молитву, отказ от суетных развлечений, строгое самоограничение в еде, подчинение своей воли воле духовного наставника.. ..

Аскетизм

(греч. Askete's — упражняющийся, подвижник), практич. Метод достижения нравств. Самосовершенства посредством регуляции человеком своих телесных потребностей. Возник в глубокой древности как религиозное учение, согласно к-рому истинное служение богу возможно при условии отказа от мирских благ и полного умерщвления плоти. В античной Греции А. Означал систему закаливания и физич. Упражнений. Но уже в учении стоиков А. Стал приобретать этич. Смысл и рассматривался как упражнение в добродетели. Духов..

Дополнительный поиск Аскетизм Аскетизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аскетизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аскетизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа