Вещь

265

— отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. Задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. Являются ее свойства. Место и роль данной В. В определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие "В." является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философии Древнего мира. На становление понятия В. В античной философии оказали влияние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчивого и изменяющегося. Первооснову составляющих суть бытия В.

Искали среди конечных, чувственно-конкретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. В античной философии выдвигались такие вещественные элементы, как вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и др. Главным предметом внимания в этот период была сама В. Во всей ее телесности и вещественной силе, хотя вместе с тем в философии Платона, она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия "В." как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Аристотель понимал чувственно воспринимаемые предметы, обладающие телесностью и составляющие сущности "первого порядка". Понятие В. Употреблялось им так же для обозначения предметов, "у которых нет материи", т.е.

Идеальных. Включение в объем понятия "В." наряду с материальными также и идеальных предметов имело большое значение для становления категории "В.". С этого времени понятие "В." прочно вошло в систему философского знания. Сами В. Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было. Богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. Есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. Существует как отдельное целое. В связи с этим В. Есть единица, и мир представляет собой множество отдельных В. Отдельность, обособленность существования В. Относительна. Через отношения с другими В. Данная В. Приобретает свои определения и выступает как многое.

В. Поэтому, по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ними прослеживаются в философии Лейбница. Своим учением о монадах Лейбниц способствовал дальнейшему становлению "В." как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. И развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, осмысление В. Должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль была выражена в принципе тождества В. Неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому принципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тождественны абсолютно и представляют одну и ту же В.

Их нельзя различить, так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейбниц, необходимо употреблять понятие силы, потому что от природы "вещам дана некоторая действенность, форма или сила". Отсюда следует, что все, что существует — существует как самостоятельная субстанция. И В. Есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. Объективного мира. "Материальные вещи, — писал он, — не более как феномены, но хорошо обоснованные и связанные". Любая природная В. Есть не что иное, как определенным образом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой.

Все В., по Лейбницу, являются вторичными проявлениями мира монад. В философии Беркли и у Юма В. Понималась как совокупность свойств, которые отождествлялись ими с ощущениями. Юм трактовал субстанцию как идею совокупности отдельных качеств. По мнению Беркли, "...если наблюдается, что некоторые цвет, вкус, запах, фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за одну отдельную вещь, обозначаемую, например, названием "яблоко". Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматривал его значительно шире — как один из принципов философии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идеями, а сами В. Ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъекта.

"...Притяжение, фигура и движение, — писал он, — суть лишь идеи, существующие в духе. Идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и . Следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции". И далее. "Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно". Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия "свойство", соотношением его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредоточили свое внимание на разработке категории "отношение" и предприняли попытку (Гегель) диалектически осмыслить ранее метафизически противопоставляемые понятия "В.

— свойство — отношение". В учении Канта вводятся такие понятия, как "вещь в себе" ("В. Сама по себе") и "явление", которые, по его мнению, связывают познающий субъект с миром. Предметы познания, т.е. То, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его протекания, Кант и называл "вещами в себе". Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. "Вещь в себе" обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши органы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие "вещь в себе" там, где он обосновывал идею этики и философии истории, философии права и государства. В этом случае под "вещью в себе" понимались особые объекты умопостигаемого мира.

Бессмертие, свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира. И первое и второе значения понятия "вещи в себе" отражают объективное, независящее от человека содержание. Однако познать эти объективные "вещи в себе", по мнению Канта, нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. Самими по себе ("вещами в себе"), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отношении стремился преодолеть априорный характер кантианского толкования этих понятий и дал им иную интерпретацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеществление сущности, ее мимолетное конечное существование.

Мысли о В. Есть субстанции В., а не наоборот. В философии 19—21 вв. Понятие "В." часто подменяется и заменяется понятием "объект". Однако в некоторых философских течениях оно сохраняет самостоятельное значение. В марксистской философии при анализе социально-экономических проблем понятие "В." ("вещный", "вещность") используется для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. Употребляется также в логической философии и является центральным элементом в современной польской аналитической философии (см. Реизм). За последнее столетие представления о В.

Значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным открытиям в физике, химии и пограничных науках. Например, теория корпускулярно-волновой природы элементарных частиц ставит под сомнение положение Лейбница о невозможности нахождения двух В. В одном месте пространства, которое лежало в основе традиционного понимания В., ибо частицу и волну можно рассматривать как В. Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление оприроде субъект-объектных отношений, и, соответственно, о природе В. В целом. [см. Также "Вещь в себе", "Система вещей" (Бодрийяр).]И.В. Ощепков "ВЕЩЬ В СЕБЕ" — одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта "ВЕЩЬ В СЕБЕ" — одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта.

Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "В. В С.". Кант трактует "В. В С." как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, т.е. Как источник всех наших созерцаний. В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" (1787) Кант обосновал такое независимое существование внешнего мира (мира В. В С.) в качестве исходного материала нашего познания. "Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-то вздумал подвергнуть его сомнению".

В. В С. — это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Тезис о существовании вещей (в себе) вне сознания выступил таким образом исходным пунк- том кантовской "Критики чистого разума", являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции. Со стороны В. В С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит "аффицирование чувственности" и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта — априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В.

В С.) на органы чувств. Важнейшей характеристикой В. В С. В философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. В С., т.е. Постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В. В С., — с другой. Благодаря такой трактовке В. В С. Стала таким понятием, без которого, по словам одного из первых критиков Канта — Ф. Якоби, нельзя войти в его критическую философию и с которым невозможно в ней остаться. Понятием, породившим массу проблем и противоречий, за которые Кант и его философия подверглись основательной критике. Ведь если В. В С. — непознаваема (что в понимании Канта означает абсолютную неприменимость к ней категорий рассудка, ибо последние приложимы только к явлениям), то ей не могут быть приписаны и такие категории, как реальность и причинность и тогда нельзя говорить о ее действительности и действенности, о том, что она является подлинной причиной человеческого познания.

Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии. Амбивалентность в понимании В. В С. Связана в философии Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия. Обосновывая в "Критике практического разума" идеи свободы, бессмертия души, Бога, он переносит их в так называемый интеллигибельный мир В. В С., который постулируется им в качестве не просто сверхчувственного, но и нематериального в онтологическом плане. В данном случае значение понятия В. В С. Как бы удваивается. Мир В. В С. Отождествляется с трансцендентным, умопостигаемым миром идей, а В. В С. Лишается таким образом материалистической подкладки, приобретает исключительно идеалистическую окраску. В этом контексте совершенно непонятным становится то, каким образом трансцендентальная, сверхчувственная В.

В С. Может аффицировать наши чувства, вызывать ощущения и быть источником содержания нашегопознания. Следует признать поэтому совершенно обоснованной ту критику, которой учение Канта о В. В С. Подверглось со стороны его непосред- ственных последователей — классиков немецкого идеализма — Фихте и Гегеля. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания). Второй же — Гегель — выступал, главным образом, против тезиса о непознаваемости В. В С. И наличия непреодолимого барьера между ней и явлением.Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Вещь

I отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. Задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик В. Являются её свойства, а место и роль данной В. В определённой системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. Была особенно употребительна в философии до 19 в., причём основным признаком В. Считал..

Вещь

ВЕЩЬ - в философии - предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.. ..

Вещь

Делать вещи. Жарг. Мол. Шутл. 1. Ходить в туалет, испражняться. 2. Суетиться. Максимов, 61.. ..

Вещь

Вещь. ..

Вещь

Вещица, нечто, что-то, предмет, материя, материал, безделушка.. ..

Вещь

В философии - предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.. ..

Вещь

Ж. Веща арх. Каз. Умалит. Вещица, вещичка. Нечто, предмет, отдельная единица, всякая неодушевленная особь. В обширном смысле, все, что доступно чувствам. | Пожитки, движимое имущество, мн. Вещи. | Менее правильно. Дело, поступок, случай, происшествие. Всякой вещи время. Ни седельца, ни уздицы, ни той вещицы, на что надеть уздицу. И дом вещь, и игла. Вещина ж. Вещь, нечто, нещечко, как бы вещица, но в увелич. Степени. Мои вещи в чемодане. Нехорошую вещь ты придумал. Да, водевиль есть вещь, а проч..

Вещь

Ж.1) Любой отдельный предмет, обычно являющийся продуктом трудовой деятельности человека.2) разг. Произведение литературы, искусства, науки.3) а) Явление действительности, событие, действие, обстоятельство.б) Предмет, явление объективного мира, существующие вне нашего сознания (в философии).4) разг. Нечто, что-л.ибо.5) см. Также вещи.. ..

Вещь

ВЕЩЬ -и. Мн. Род. -е́й. Ж.. ..

Вещь

-и, мн. -и, -ей, ас. 1. Отдельный предмет, изделие. Антикварная в. 2. То, что принадлежит к личному движимому имуществу. Сдать вещи в багаж. 3. О произведении науки, искусства. Удачная в. Слабая в. 4. Нечто, обстоятельство, явление. Произошла непонятная в. Прекрасная в. - молодость. Называть вещи своими именами (говорить прямо, не скрывая истины). II уменьш. Вещица, -ы, ас. (к 1 и 3 знач. О чём-н. Хорошем) и вещичка, -и, ас. (к 1, 2 и 3 знач.). II прил. Вещный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач. Спец.) и в..

Вещь

Вещи, мн. Вещи, вещей, ж. 1. Неодушевленный предмет, принадлежащий к движимому имуществу. В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2. Только мн. Имущество, пожитки. Сосед забрал свои вещи и уехал из города. || чаще мн. Платье, одежда. Носильные вещи. Теплые вещи. 3. Сверток, тюк и вообще всякий отдельно запакованный предмет, являющийся багажом. Мне трудно нести больше двух вещей. 4. Предмет физического мира, могущий быть чьей-н. Собственностью Обстоятельство, дело, явлен..

Вещь

Заимств. Из ст.-сл. Яз. В ст.-сл. Яз. Вешть (>. Вещь) — из *vektь, производного посредством суф. -ь от той же основы, что и др.-инд. Vákti «говорить», лат. Vox «слово, голос». Первоначальным значением, вероятно, было «названное».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Вещь

Ж., заимств. Из цслав., ср. Ст.-слав. Вѣшть πρᾶγμα (Клоц., Супр.), болг. Вещ, чеш. Věc, слвц. Vec, польск. Wiec, в.-луж. Wjec, н.-луж. Wjec. Из праслав. *vektь (или из *věktь, ср. Чеш.). Исконнорусск. Было бы *вечь. Родственно гот. Waíhts ж. "вещь", д.-в.-н. Wiht, ср.-в.-н. Wiht, wicht "существо, вещь". В качестве дальнейших родственных форм предлагают либо греч. Ἔπος "слово", лат. Vōx "голос" (см. Прусик, KZ 35, 596 и сл., который указывает на слово речь "слово, вещь"), либо лат. Vegeo "бодр..

Вещь

В гражданском праве - объект собственности. В. Может отчуждаться (продаваться) или наследоваться. В. Делятся по различным основаниям на следующие категории. А) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные. Б) делимые и неделимые. В) потребляемые и не потребляемые. Различаются тж. Главная В. И ее принадлежность (В., служащая главной В и связанная с ней общим хозяйственным назначением). Каждое из указанных делений имеет соответствующие юридические последствия. В гражданском праве ..

Вещь

- в гражданском праве - объект собственности. В. Может отчуждаться (продаваться) или наследоваться. В. Делятся по различным основаниям на следующие категории:а) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;б) делимые и неделимые;в) потребляемые и не потребляемые.Различаются тж. Главная В. И ее принадлежность (В., служащая главной В и связанная с ней общим хозяйственным назначением). Каждое из указанных делений имеет соответствующие юридические последствия. В гражданском праве д..

Вещь

Материальный, физически осязаемый предмет, имеющий экономическую форму товара и потому являющийся объектом гражданского оборота. В. Являются также наличные деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ). В число В. Включаются различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и в силу этого ставших товаром. Так, объектом гражданских, прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Становятся товаром и объект..

Вещь

Материальный, физически осязаемый предмет, имеющий экономическую форму товара и потому являющийся объектом гражданского оборота. В. Являются также наличные деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ). В число В. Включаются различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и в силу этого ставших товаром. Так, объектом гражданских, прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Становятся товаром и объект..

Вещь

ВЕЩЬ - отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. Задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. Являются ее свойства. Место и роль данной В. В определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие 'В.' является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философи..

Вечность

(греч. Aion, лат. Eternitas) - 1) неограниченность во времени. 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на "до" и "после". 3) лишенное всякой длительности неподвижное "теперь". У индоевропейцев понятие В. Этимологически восходит к "веществу жизни", "молодости", обозначает продолжительную жизнь. Понятие о В. Формируется в философии как идея безначального и бесконечного становления космоса (Анаксимандр, Анаксимен, Филолай). У Гераклита В. - дитя, играющее смертными существами. У Парме..

Вещество

По своему значению близко понятию материя, но не равнозначно ему полностью. В то время как со словом «материя» преимущественно связываются представления о грубой, инертной, мертвой действительности, в которой господствуют исключительно механические законы, вещество является «материалом», который благодаря получению формы вызывает мысли об оформленности, жизненной пригодности, облагораживании. См. Гешталъткачества.. ..

Вещь В Себе

(нем. "Dingan sich", англ. "thing in itself", фр. "chose en soi") - филос. Термин для обозначения вещи, какой она существует сама по себе (или "в себе"), в отличие оттого, какой она является "для нас" как познающих субъектов. Данное различие проводилось в той или иной форме уже давно, но особую резкость оно приобрело в Новое время в связи с эпистемологической проблемой объективности человеческого познания. Способно ли оно давать объективное знание об "истинном" бытии или же человек вынужден огра..

Взаимодействие

В философии Канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. В окказионализме, в философии Лейбница и Лотце взаимодействие понимается метафизически. В психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. Вопрос об отношении души и тела). Согласно гипотезе «двойная причина – двойное следствие» (принадлежащей К. Штумфу и Э. Бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический про..

Дополнительный поиск Вещь Вещь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вещь" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вещь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа