Вивекананда Свами

120

(Нарендранатх Датта - 1863-1902) - один из основных мыслителей, идейных лидеров и миссионеров неоиндуизма. Род. В семье процветавшего адвоката (Вишванатха Датта) в Калькутте. В 1879-1884 изучает западноевропейскую философию в колледже (впоследствии встретится с П. Дойссеном, чьи идеи глубинного единства философии И. Канта, А. Шопенгауэра и Шанкары, а также "пропитанности этикой" монизма Упанишад будут ему импонировать), частично сближается с реформаторским движением в неоиндуизме "Брахма-самадж", в 1885 становится учеником знаменитого мистика и проповедника Рамакришны Парамахамсы (1836-1886) и лидером кружка его последователей, а затем принимает обет аскетизма (санньяса) и совершает паломничество по Индии (1890-1892).

В 1893 принимает участие в Парламенте религий в Чикаго, проповедуя религиозным либералам "всемирную истину" веданты и завоевывая первых зап. Последователей. В 1895 основывает Ведантийское общество в Нью-Йорке, в 1897 окончательно возвращается в Индию (миссионерские путешествия в Европу и Америку предпринимались еще в 1899-1900), где сразу же основывает Миссию Рамакришны (влиятельнейшая неоиндуистская организация до настоящего времени), а затем "обители" в Белуре и Альморе и выпускает ряд газет. Успех миссионерской проповеди В. Был обусловлен искусной апелляцией к самым различным типам реципиентов, которым следовало усвоить, что индуизм может удовлетворить все их возможные (в т.ч. И взаимоотрицающие) духовно-душевные потребности.

Учение В., обозначенное им как "Практическая веданта", - мистифицирующая иллюзия совместимости самой активной мирской деятельности со стремлением к мистическому воссоединению с Единым в духе адвайта-веданты. Помимо осовременивания веданты, В. Предпринял и осовременивание йоги, три традиционных направления которой (йога познания - джняна-йога, йога действия - карма-йога и йога преданности - бхакти- йога) трактуются им в применении к социально-политической доктрине (В. Сделал и комментированный англ. Пер. "Йога-сутр" Патанджали). Одна из основных тем проповеди В. - акцентировка якобы поверхностного характера различий между религиями и единства их внутреннего ядра. Однако, декларируя их глубинную равноистинность (что не мешало ему резко осуждать основоположения христианства), он настаивал на том, что именно веданта содержит ключ к уразумению их единства, или, по-другому, оказывается значительно "равнее" всех "одинаково равных".

Апеллятивность В. (указанные "логические зияния" в его рассуждениях практически не замечали) состояла в настойчивой проповеди божественности человека, экстатического антропоцентризма, который на деле лишь с очень большими оговорками можно было привести в соответствие с панэнтеизмом веданты. Ревизией адвайта-веданты, на верность которой В. Постоянно присягал, была и его трактовка Майи, которая становится у него почти положительной космической силой - равно как и карма претворяется у него в "способность и силу преобразования сложившегося". Традиционный ведантийский идеал индивидуального "освобождения" (мокша) посредством особой познавательно-медитативной практики В. Предложил заместить идеей "коллективного освобождения" и общества тех, кто способен достичь его при жизни (идея же грядущего "царства шудр" была явной калькой с современных ему социалистических идеалов).

Влияние В. На неоиндуизм было весьма велико. Его последователями не без основания считаются Б. Тилак, Р. Тагор, Ганди, Гхош, Радхакришнан.Практическая веданта. Избр. Работы. М., 1993. The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta, 1964. Vol. 1-8. Костюченко B.C. Вивекананда. М., 1977.В.К. Шохин.

Значения в других словарях
Вивекананда Свами

Вивекананда Свами (псевдоним. Настоящее имя Нарендранатх Датт) (12.1.1863, Калькутта, ‒ 4.1.1902, Белур), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Ученик Рамакришны. ..

Вивекананда Свами

ВИВЕКАНАНДА Свами (1863-1902) - индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Учение Вивекананда способствовало освободительному движению в Индии.. ..

Вивекананда Свами

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (монашеское имя, настоящее - Нарендранатх Датта) (1863-1902) - индийский мыслитель, религиозный реформатор, вдохновитель национально-освободительного движения в Индии, общественный деятель, выступавший за объединение Востока и Запада. В 1880-1884 изучает западную философию, слушает курсы медицины и физиологии в Калькуттском университете. Первая встреча с будущим Учителем - Рамакришной состоялась в 1880. Через 4 года он полностью принимает учение Рамакришны и проходит путь учени..

Взаимодействие

В философии Канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. В окказионализме, в философии Лейбница и Лотце взаимодействие понимается метафизически. В психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. Вопрос об отношении души и тела). Согласно гипотезе «двойная причина – двойное следствие» (принадлежащей К. Штумфу и Э. Бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический про..

Взаимодействие Социальное

См. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ..

Вивес (Vives) Хуан Луис

(род. 6 марта 1492, Валенсия – ум. 6 мая 1540, Брюгге) – исп. Философ-гуманист и педагог. Был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском ун-тах. В своем осн. Психологическом соч. «De anima et vita» (1538. «О душе и жизни») выдвинул требование. Нужно стремиться исследовать не то. Что есть душа, а каковы ее свойства и как она действует. Поэтому Вивес считается «отцом новой эмпирической психологии». Кроме того, он (одним из первых) предпринял попытку написать историю философии («De unitiis,..

Вид

(лат. Species) – в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. Видовыми понятиями. Из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие – понятие рода (лат. Genus. См. Род). В свою очередь понятие вида может стать по отношению к подчиненным понятиям также понятием рода. В биологии понятие вида – это общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых, остающиеся относ..

Дополнительный поиск Вивекананда Свами Вивекананда Свами

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вивекананда Свами" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вивекананда Свами, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 17 символа