Выготский Лев Семенович

101

(1896-1934) - российский психолог. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шаняв-ского (Москва). Научно-педагогическую деятельность начал в г.Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Интересовался психоаналитическими идеями. В 1925 совместно с А.Р. Лурия опубликовал предисловие к книге Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия", в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит "к числу самых бесстрашных умов нашего века", чью "Колумбову заслугу" составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих "по ту сторону принципа удовольствия" и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма.

В этом же году написал книгу "Психология искусства" (опубликована в 1965) в которой, отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам психоанализа", подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы "Смысл психологического кризиса". В ней утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. Опубликовал ряд работ по педологии. В 1928 в статье "К вопросу о динамике детского характера" поддержал теорию А. Адлера и подчеркнул, что "ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания" как учение А.

Адлера о характере. В 1930-1931 написал книгу "История развития высших психических функций" (опубликована в 1960), в которой изложил культурно-историческую теорию развития психики, выделявшую слитые в эволюции два плана поведения. "натуральный" (продукт биологического развития животного мира) и "культурный" (результат исторического развития). В границах второго (из выше отмеченных) плана, по В., происходит опосредование "культурного поведения" орудиями, направленными "вовне", на трансформацию действительности, и знаками, ориентированными "вовнутрь", на корректировку других людей и (затем) собственного поведения. В работе "Мышление и речь" предложил понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве.

Создал культурно-историческую школу в психологии (Леонтьев, Лурия, А. Запорожец и др.). Автор книг "Педагогическая психология. Краткий курс" (1926), "Основные течения современной психологии" (1930, в соавторстве), "Этюды по истории поведения" (1930, совместно с Лурия), "Мышление и речь" (1934), "Умственное развитие детей в процессе обучения" (1935) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопаталогии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.В.И. Овчаренко.

Значения в других словарях
Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша — 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии. Позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Ха..

Выготский Лев Семенович

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - российский психолог. Разработал культурно-историческую теорию, которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.. ..

Выготский Лев Семенович

Л. С. Выготский.. ..

Выготский Лев Семенович

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии. Лев Семенович Выготский родил..

Выготский Лев Семёнович

(1896, Орша — 1934, Москва), психолог и педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1917). В годы учёбы был слушателем историко-филологического факультета в университете Шанявского. С 1924 в Москве, научный сотрудник Института экспериментальной психологии (Моховая улица, 20, корпус В. До 1926 жил там же). С 1925 преподавал во 2-м МГУ, Академии коммунистического воспитания (профессор с 1931). Научный руководитель (с 1929) Экспериментального дефектологического института (Погод..

Вывод

В логике рассуждение, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вывод) – суждение, вытекающее из посылок. См. Также Дедукция, Индукция.. ..

Вывод В (традиционной) Логике

..

Выражение

Введенное Лейбницем понятие, указывающее на способ и средства, благодаря которым раскрывается то, что происходит в душе. В 19 в. В психологии возникло учение о выразительных движениях мышц лица, конечностей. См. Также Выражения способ, Выражения метафизика, Учение о выражении. В логистике выражение – символический знак или группа таких знаков.. ..

Выражения Метафизика

Учение о принципиально данной или принципиально отрицаемой возможности выражать душевную и духовную жизнь через недушевное (см. Выражение). Объектами рассмотрения со стороны метафизики выражения являются, в частности, воспринимаемые органами чувств форма и ее «выразительность» (см. Морфология), а также символ. «Мыслит ли мировой дух теми же самыми образами, которые человек, обладающий гениальной интуицией, узнает (см. Также Анамнезис), а человек, способный к рефлекции, мыслящий, объясняет?» (A. ..

Выготский Лев Семёнович

[5(17).11. 1896, Орша, — 11.6.1934, Москва], психолог, проф. (1928). Окончил юрид. Ф-т Моск. Ун-та (1917) и одновременно ист.-филол. Ф-т Нар. Ун-та А. Л. Шанявского. В 1918—24 работал в Гомеле. С 1924 в психол. Науч. И уч. Учреждениях Москвы (Ин-т психологии МГУ, АКБ им. Н. К. Крупской, пед. Ф-т 2-го МГУ, Эксперим. Дефектологич. Ин-т и др.). Работал также в ЛГПИ и Укр. Психонев-рологич. Ин-те в Харькове.Науч. Деятельность начал с изучения психологии иск-ва — исследовал психол. Закономерности вос..

Дополнительный поиск Выготский Лев Семенович Выготский Лев Семенович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Выготский Лев Семенович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выготский Лев Семенович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 23 символа