Гофман (Goffman) Ирвинг

91

(1922-1982) - американский социолог и психолог. Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего - драматургическую социологию. Ученик Дж.Г. Мида. Известен прежде всего своей первой работой "Я и маски" (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами "Стигма" и "Приюты" ("Тотальные институты"). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера), а как задаваемое образом театральной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия. Центральное понятие концепции - "Я сам", как "маска", как представленный образ роли, т.е.

Человек берется в отвлечении от его "телесности", он здесь лишь предлог для предстоящего по "сценарию". Изначально он актер, уже предзаданный "профессионально", но еще относительно непредсказуемый, "недооформленный" в реальном ролевом взаимодействии. Границы того, что и кого можно представить, задает "сцена" с имеющимся на ней "реквизитом". Результат постановки зависит прежде всего от характера "постановки" (сценария, режиссеров и т.д.), с одной стороны, и поддержки (или неподдержки) действа "публикой". Публике в структурировании социального взаимодействия Г. Отводятся доминирующие позиции в "драме", без нее нет театра. Причем актер может "представлять" как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе.

Более того, он может стать публикой сам для себя, когда "я" разговаривает со "мной" или с "обобщенным другим". Его "игра" - это скорее сопротивление себе, чем публике. Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия. Социальная (ролевая) дистанция у Г. - это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бесконфликтно дискриминировать одну из них. В противном случае возможны два равно нежелательных исхода. Или человек запутывается в хитросплетениях жизни, теряя представление об ориента-циях и границах, или попадает в категорию психически больных. И, наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дистанцироваться от себя самого и занимать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность.

Отсюда еще два понятия концепции Г. "честный актер", т.е. Не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью. "циничный актер", который неидентичен роли и хорошо это осознает. "Честный" при этом не обязательно "хороший", а "циничный" - "плохой", эти понятия вводятся для описания рефлексивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально-нравственной стороны социального взаимодействия. Эти характеристики и параметры театральной постановки рассматриваются Г. Как вневременные (константные), что не исключает их специфически культурной окраски и мастерства актеров, развертывающих "пер-форманс" (представление) жизни. Таким образом реализуется главная установка драматургической социологии - "изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них".В.Л.

Абушенсо.

Значения в других словарях
Государство1

..

Гоулднер (Gouldner) Алвин

(1920-1980) - американский социолог неомарксистской ориентации. Представитель "радикальной социологии", предложил ее крайний вариант - "альтернативную социологию". Основные работы. "Надвигающийся кризис западной социологии" (1970). "Диалектика идеологии и технологии" (1976). "Будущее интеллигенции и становление нового класса" (1979). "Два марксизма" (1980) и др. В 1950-е являлся сторонником структурно-функционального анализа, занимается исследованием бюрократических организаций. Испытал влияние ..

Гофман (Нofmann) Пауль

(род. 26 нояб. 1880, Берлин – ум. 7 марта 1947, там же) – нем. Философ. Профессор с 1922. Пытался дать анализ смысла понятий и сводил априорное познание к прафеноменальным смысловым моментам переживания. Осн. Произв. «Das Verstehen von Sinn und seine Allgemeingьltigkeit», 1929. «Metaphysik oder verstehende Sinnwissenschaft», 1929. «Sinn und Geschichte», 1936.. ..

Грабанус (Grabanus) Мaypyc (Рaбан Мавр)

(род. 784, Майнц – ум. 4 февр. 856, Винкель, Рейнгау) – нем. Ранний схоласт. Выходец из знатной франкской семьи, ученик Алкуина, с 846 – архиепископ Майнцский. Был первым организатором школьной системы на церковной основе (отсюда почетное имя «Praeceptor Germaniae») и составил руководящие учебники по педагогике, теологии, философии и естествознанию, не внеся в них, однако, оригинальных, собственных мыслей.. ..

Дополнительный поиск Гофман (Goffman) Ирвинг Гофман (Goffman) Ирвинг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гофман (Goffman) Ирвинг" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гофман (Goffman) Ирвинг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 23 символа