Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм Фон

91

(1767— 1835) — немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. Органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. Наряду с эстетическими концепциями Гёте и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала.

Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790 — 1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. Перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликовано — 1792, полностью — 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития.

Надежда Г. На достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. Реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. Стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы. Из их слияния возникает, по Г., "организация" — в мире физическом, "характер" — в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. Стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения.

Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Г. Может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. Понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820). В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", тт. 1—3, 1836—1839) подчеркивается творческая природа языка. Язык — не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е.

Непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации". В самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед, по Г., должен постичь язык как самодостаточный продукт творчества народного духа. "В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку — в отличие от всего уже познанного и продуманного им — как неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство — всегда по-новому ощутить непрочувствованное". "Обособив" язык как предмет исследования, Г. Явился, по существу, основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20 вв.

В своем учении о языке Г. Предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. Эволюция в 19—20 вв. Философии языка и научного языкознания в качестве новых "изданий" философского номинализма, как правило, происходила в границах конструктивного преодоления полюсов идеи Г. А) о языке как органе и орудии мысли. Б) языке как органе, образующем мысль (перевод А.Потебни). В) языке как о той "духовной силе, которая в своем существе не позволяет вполне проникнуть в себя" (перевод В.В.Бибихина). A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Гумбольдт (Нumboldt) Александр

(род. 14 сент. 1769, Берлин – ум. 6 мая 1859, там же) – нем. Естествоиспытатель. Написал фундаментальную работу «Entwurf einer physischen Weltbeschreiburg» (рус. Пер. «Космос», 1848 – 1863), в которой представил мир как природное целое, движимое и оживляемое внутренними силами, и стремился объединить дух классического идеализма и поднимающегося до философии естествознания. Его произв. Оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании.. ..

Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм

(род. 22 июня 1767, Потсдам – ум. 8 апр. 1835, Тегель, близ Берлина) – нем. Государственный деятель, философ, языковед. Главный представитель гуманизма и идеи гуманности в период нем. Идеализма. Его мировоззрение характеризуется тремя осн. Идеями. Универсальность, индивидуальность и тотальность (изображение жизни в художественном произв.). Исследование истории, так же как и исследование языка, по Гумбольдту, не является делом только интеллекта, а имеет своей предпосылкой совместную деятельность ..

Гумилев Лев Николаевич

(1912-1992) - русский историк-этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938-1943). В 1948 Г. Защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук (тема - "Подробная политическая история первого тюркского каганата"), но, не успев получить документы ВАК, арестовывается. Вновь в заключении - до 1956. Доктор исторических наук (1..

Гумплович (Gumplowich) Людвиг

(1838-1909) - польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца, автор многих социологических и юридических работ, основоположник теории "социального конфликта", "этноцентризма", оригинальных теорий происхождения государства, рас и законов социального развития. Основные сочинения. "Раса и государство" (1875), "Расовая борьба" (1883) и др. Г. Весьма убедительно показал принципиальное отличие социологии от истории, психологии, права, политэкономии, определив сп..

Дополнительный поиск Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм Фон Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм Фон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм Фон" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм Фон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 34 символа