Гумилев Лев Николаевич

91

(1912-1992) - русский историк-этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938-1943). В 1948 Г. Защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук (тема - "Подробная политическая история первого тюркского каганата"), но, не успев получить документы ВАК, арестовывается. Вновь в заключении - до 1956. Доктор исторических наук (1961, тема - "Древние тюрки 6-8 вв."). Доктор географических наук (тема диссертации - "Этногенез и биосфера Земли", депонирована во ВНИИНТИ в 1979). Основные сочинения. "Хунну" (1960), "Иакинф (Бичурин). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии" (1960), "Подвиг Бахра-ма Чубины" (1962), "Открытие Хазарии" (1966), "Древние тюрки" (1967), "Поиски вымышленного царства" (1970), "Хун-ны в Китае" (1974), "Этногенез и биосфера Земли.

Вып. 1-3" (1979, 1989), "Древняя Русь и Великая Степь" (1989), "География этноса в исторический период" (1990), "Закон Божий" (1990), "Тысячелетие вокруг Каспия" (1991), "От Руси к России. Очерки этнической истории" (1992), "Этносфера. История людей и история природы" (1993), "Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации" (1993), "Из истории Евразии" (1993), "Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи" (1994) и др. Парадоксальная по содержанию и подчеркнуто неакадемическая по способу изложения, философско-исто-рическая концепция Г. В основаниях своих излагается в трактате "Этногенез и биосфера Земли". Своеобразие концепции Г. Определяется прежде всего ее исходными установками. 1) преодолеть понимание исторического как "надприродно-го" посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов.

Сфера историко-географических закономерностей связывается Г. С феноменом этноса. 2) подчеркнуть принципиальную "мозаичность" человечества, лишающую оснований европоцентристское разделение народов на исторические и неисторические, передовые и отсталые. Исторические свершения связываются Г. Не с прогрессом единой человеческой цивилизации, а с активностью дискретных образований - этносов. 3) акцентируя неоднородность исторического времени, сосредоточить внимание на экстраординарных всплесках человеческой активности, имеющих огромные исторические последствия (например, завоевания Александра Македонского или Наполеона), но загадочных по своим источникам и до сих пор не нашедших вразумительного объяснения. 4) свести различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием к различию в степени достоверности, ориентироваться на исследовательские стандарты и понятийный аппарат естественных наук.

Этнос трактуется Г. Как природное (хотя и не биологическое) явление. Отношение Г. К историческому материализму напоминает позднесредневековую концепцию "двух истин". Поступательное развитие общественно-экономических формаций не отрицается, но фактически относится к разряду "истин веры", тогда как строго научное "эмпирическое обобщение" представляет историю как сеть природных процессов этногенеза. Этнология, разработанная Г., подчеркнуто и последовательно еретична - им отвергаются все выделяемые традиционной наукой признаки этноса. Язык, особенности культуры, этноним, самосознание, единство происхождения. Единственным реальным этнодифференцирующим признаком Г. Считает этнический стереотип поведения, за которым стоит гипотетическое "этническое поле".

Этнос трактуется Г. Как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией живого вещества, открытой Вернадским. Способность этноса к совершению работы (в физическом смысле - походам, строительству, преобразованию ландшафта и т.п.) прямо пропорциональна уровню "пассионарного" напряжения. "Пассионарность" определяется Г. Как способность и стремление к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Проявления пассионарности легко отличимы от обыденных поступков, продиктованных инстинктом самосохранения, - они стихийны и могут быть саморазрушительными. Индивиды-пассионарии (в просторечии - "великие люди") посредством пассионарной индукции "заражают" своих соплеменников, обеспечивая высокий уровень пассионарного напряжения этноса в целом.

Универсальная схема этногенеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение растраты полученного энергетического импульса - к состоянию го-меостаза (равновесия с окружающей средой). Анализ географии процессов этногенеза (зоны этногенеза представляют собой сплошные полосы на земной поверхности, ограниченные кривизной земного шара) приводит Г. К гипотезе о внепла-нетном происхождении пассионарных толчков. В этнологии Г. Различаются этногенез и этническая история. Этногенез обусловлен внеземным пассионарным импульсом, рождающим в определенном регионе суперэтнос (комплекс родственных этносов, аналог "локальных цивилизаций" Тойнби). Этническая история - история отдельного этноса, обусловленная не только ритмом этногенеза, но и особенностями ландшафта, культурными традициями, контактами с соседями и т.п.

Именно эти особенности обусловливают внутреннее своеобразие суперэтносов. Этнология Г., представляющая собой необычное сочетание богатейшей фактологии, сверхсмелых гипотез и визионерской убежденности, значительна прежде всего как радикальная постановка проблемы выработки нового понимания истории, вписывающего ее в контекст глобальных природных процессов.В.Н. Фуре.

Значения в других словарях
Гумилев Лев Николаевич

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-92) - российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Сын Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях. Исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью). Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и др. Народов Евразии. Подвергался репрессиям в 1930-50-е гг.. ..

Гумилёв Лев Николаевич

(1912-92), историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук. Сын поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Подвергался репрессиям в 1930-50-е гг. Создал учение о человечестве и этносах как биосоциальных категориях. Исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью). Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и других народов Евразии.. ..

Гумилев Лев Николаевич

(1912 –1992) – русский историк, географ, автор теории пассионарности, представитель поздней евразийской школы. Сын русских поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Подвергался репрессиям в 1930-50-е гг. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях. Исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью). Труды по истории тюркских, монгольских, славянских и других народов Евразии. Был сторонником теории органицизма, считая, что жизнь этноса по..

Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм

(род. 22 июня 1767, Потсдам – ум. 8 апр. 1835, Тегель, близ Берлина) – нем. Государственный деятель, философ, языковед. Главный представитель гуманизма и идеи гуманности в период нем. Идеализма. Его мировоззрение характеризуется тремя осн. Идеями. Универсальность, индивидуальность и тотальность (изображение жизни в художественном произв.). Исследование истории, так же как и исследование языка, по Гумбольдту, не является делом только интеллекта, а имеет своей предпосылкой совместную деятельность ..

Гумбольдт (Нumboldt) Вильгельм Фон

(1767— 1835) — немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. Органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное по..

Гумплович (Gumplowich) Людвиг

(1838-1909) - польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца, автор многих социологических и юридических работ, основоположник теории "социального конфликта", "этноцентризма", оригинальных теорий происхождения государства, рас и законов социального развития. Основные сочинения. "Раса и государство" (1875), "Расовая борьба" (1883) и др. Г. Весьма убедительно показал принципиальное отличие социологии от истории, психологии, права, политэкономии, определив сп..

Дополнительный поиск Гумилев Лев Николаевич Гумилев Лев Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гумилев Лев Николаевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гумилев Лев Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 22 символа