Добшевич Бенедикт

154

(1722-1794) - представитель эклектической философии в Беларуси и Литве, иезуит. Учился в Новогрудке и Вильне. Преподавал также в Новогрудке и Вильне, с 1773 - декан теологического факультета Виденской академии. В 1760 издана первая книга Д. "Взгляды новых философов...", фактически являющаяся курсом лекций, прочитанных автором в Новогрудском иезуитском коллегиуме. Другие работы. "Лекции по логике..." (1761), "Философские тезисы" (1762), "Краткие извлечения из универсальной философии" (1771). В этих работах Д. Представляет философскую мысль в Беларуси и Литве переходного периода от схоластики к новой философии. Главной задачей философии (в духе раннего Просвещения) Д. Считает постижение истины и блага. Основой философии он считал разум и естественные науки, стержнем которых является математика, без которой невозможна рациональная мысль.

Первой частью философии является логика, опирающаяся на законы математики. Логика выступает по сути в новом качестве методологии, использующей истины математики и законы естествознания. Основными принципами логики Д. Считал принцип достаточного основания и принцип сомнения. Не соглашаясь с Вольфом в том, что критерий истины - это только логическое понятие, Д. Принимает концепцию Лейбница о двух истинах. Необходимой (критерием может быть только разум) и случайной (критерий - индукция, опыт). В логике он стремился учесть и разум и эксперимент, примирив традиции логики, математики и новации естественных наук. Но все же больше разработан у него анализ понятий, то, что мы представляем себе как семантику и прагматику.

Так, он показывает как одно и то же математическое понятие может быть представлено по-разному. Например, прямая линия - кратчайшее расстояние между двумя точками, или - такая линия, конечные пункты которой ограничивают срединные точки, либо - такая линия, все части которой подобны. Вывод. Под разными названиями содержится один и тот же смысл. Таких рассуждений у Д. Немало, что позволяет говорить о предвосхищении современной логико-семантической парадигмы. Следование методу Декарта и особенно его "методическому сомнению" находит у Д. Интерпретацию в духе толерантности по отношению к любым иным мнениям, что созвучно современному принципу диалога (Бахтин). Более традиционна у Д. Метафизика, которая подразделяется на онтологию, этиологию (учение о причинности), естественную теологию, пневматологию (учение о духах), психологию и космологию.

В целом философской системе Д. Присущи постоянные противоречия между философскими и теологическими положениямиЭ.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Добролюбов Николай Александрович

(1836-1861) - рус. Литературный критик, публицист, поэт, философ.В 1853-1857 учился в Главном педагогическом ин-те в Петербурге. Кружок, который образовался вокруг него в ин-те и возглавлялся им, первоначально вырабатывал отношение к религии. Его идейным знаменем стал атеизм. Но вскоре основное внимание в кружке начинает сосредоточиваться на политических вопросах. Именно в студенческие годы Д. Формируется как революционный демократ. В 1856 он познакомился с Н.Г. Чернышевским, стал его учеником, ..

Доброхотов Александр Львович

..

Довгирд Аниол

(1776-1835) - белорусский мыслитель, преподаватель философии, католический священник. Учился в Вильне, а также в Любешеве и Дубровице у пиаров, у них же принял обет, преподавал в пиарских училищах Беларуси физику, математику и др. Предмтеты. С 1818 - профессор Виленского университета, где с перерывами преподавал до 1832. Опубликовал курс лекций "О логике, метафизике и моральной философии" (1821), а в 1828 - первую часть задуманной трилогии "Логика теоретическая и практическая" (Полоцк). В 1828 з..

Догма

(от греч. Dogma – мнение) – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы. Также христ. Догмат веры – (обязательное) вероучение сверхъестественного происхождения, воспринятое через Божье откровение определенными людьми (церковью) и переданное для распространения и применения. См. Аксиома, Принцип.. ..

Дополнительный поиск Добшевич Бенедикт Добшевич Бенедикт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Добшевич Бенедикт" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добшевич Бенедикт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 17 символа