Забота
Активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов З. Называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета З. Выступает отношение человека к самому себе и к др. Людям. М. Хайдеггер анализировал З. В терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека. Человек порожден З. И через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими. М. Фуко считал принцип "заботы о себе" древним мотивом греч. Культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование З. О совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.Трактовка З.
Как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. И культурных традициях. Конфуций главным качеством "благородного мужа", мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упанишадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему. В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.В антич. Философии тема З.
Как особого отношения между людьми возникает гл.обр. В контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, "узы между людьми" поддерживаются а) справедливостью. Б) готовностью творить добро (добротой, щедростью). Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. Философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. Filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон).
Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств. Аристотель указал на деятельный характер дружбы. Ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений - благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал "главнейшим связующим звеном" для общества и "содружества человеческого рода" вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить.В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. Caritas), которая характеризуется "самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением" (СМ.
Зарин), составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом - любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием.В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности - центральное в этическом сентиментализме.
И. Кант сентименталистской трактовке благожелательности противопоставил "практическую". С позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима - "долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства. Люби ближнего своего как самого себя". Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как "женской", прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной "мужской", возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А. Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве "более мужской" и "более женской" добродетелей справедливости и человеколюбия.
Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании "не вреди", человеколюбия - положительно и выражается в требовании помощи.Анализ З. В контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике З. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики З., раскрытые в предшествующей этике. Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о З. В иной этико- философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.).
З. Здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью.Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч. В 6 т. 1964. Т. 2. Он же. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2). Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1984. Т. 4. Шопенгауэр А. Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. Цицерон. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. Он же. Об обязанностях [I] // Там же. Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М., 1995. Зарин СМ. Аскетизм по православно- христианскому учению. М., 1996. Ямвлих Халкидский.
Жизнь Пифагора. М., 1997. Noddings N. Caring. A Femenist Approach to Ethics and Moral Education. Berkley. London, 1984. Gilligan С. In a Different Voice. Cambridge, 1993. Tronto J. Moral Boundaries. New York. London, 1993. O.B. Артемьева.
Дополнительный поиск Забота
На нашем сайте Вы найдете значение "Забота" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Забота, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 6 символа