Забота

281

Активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов З. Называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета З. Выступает отношение человека к самому себе и к др. Людям. М. Хайдеггер анализировал З. В терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека. Человек порожден З. И через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими. М. Фуко считал принцип "заботы о себе" древним мотивом греч. Культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование З. О совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.Трактовка З.

Как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. И культурных традициях. Конфуций главным качеством "благородного мужа", мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упанишадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему. В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.В антич. Философии тема З.

Как особого отношения между людьми возникает гл.обр. В контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, "узы между людьми" поддерживаются а) справедливостью. Б) готовностью творить добро (добротой, щедростью). Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. Философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. Filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон).

Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств. Аристотель указал на деятельный характер дружбы. Ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений - благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал "главнейшим связующим звеном" для общества и "содружества человеческого рода" вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить.В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. Caritas), которая характеризуется "самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением" (СМ.

Зарин), составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом - любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием.В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности - центральное в этическом сентиментализме.

И. Кант сентименталистской трактовке благожелательности противопоставил "практическую". С позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима - "долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства. Люби ближнего своего как самого себя". Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как "женской", прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной "мужской", возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А. Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве "более мужской" и "более женской" добродетелей справедливости и человеколюбия.

Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании "не вреди", человеколюбия - положительно и выражается в требовании помощи.Анализ З. В контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике З. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики З., раскрытые в предшествующей этике. Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о З. В иной этико- философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.).

З. Здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью.Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч. В 6 т. 1964. Т. 2. Он же. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2). Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1984. Т. 4. Шопенгауэр А. Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. Цицерон. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. Он же. Об обязанностях [I] // Там же. Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М., 1995. Зарин СМ. Аскетизм по православно- христианскому учению. М., 1996. Ямвлих Халкидский.

Жизнь Пифагора. М., 1997. Noddings N. Caring. A Femenist Approach to Ethics and Moral Education. Berkley. London, 1984. Gilligan С. In a Different Voice. Cambridge, 1993. Tronto J. Moral Boundaries. New York. London, 1993. O.B. Артемьева.

Значения в других словарях
Забота

Входить в заботу. Перм. Проявлять беспокойство о ком-л., о чём-л. Подюков 1989, 34.. ..

Забота

• большая забота. ..

Забота

Попечение, рачение, радение, рвение, старание, беспокойство, возня, хлопоты. Уход, внимание, надзор, призор, присмотр, призрение.. ..

Забота

Беспокойство, хлопоты о ком-, чем-либо. Попечение о ком-либо. О значимости, характере. Безоглядная, бескорыстная, болезненная, будничная, великая, великодушная, главная, глубокая, горячая, добрая, докучливая, докучная, дружеская, душевная, жалкая, жизненная, житейская, земная, исключительная, коренная, корыстная, материнская, мелкая, мелочная, мирская (устар.), мучительная, навязчивая, насущная, нежная, ничтожная, нудная (разг.), обиходная, обыденная, основная, особая, отеческая, первая, попечит..

Забота

Ж. Заботка, заботушка, заботанька. Заботишка. Заботища. Усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем. Гребта. Всякому дню подобает забота его. День придет, и заботу принесет. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Работы без заботы нет, а забота и без работы живет. Не работа сушит, а забота. Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет. Работнику работа, хозяину забота. Лишние деньги - лишние заботы. От пятницы до суботы носи сапог без заботы, ..

Забота

Ж.1) Беспокойство, опасение.2) а) Хлопоты о ком-л., чем-л.б) Попечение, уход.3) разг. Неотложное дело, задача.. ..

Забота

ЗАБО́ТА -ы. Ж.. ..

Забота

-ы, ж. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. 3. О человеке. 3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. Заботой. 4. Заботами кого, в знач. Предлога с род. П. Благодаря чьим-н. Усилиям, стараниям. Заповедник создан заботами учёных. * Не било заботы (разг.) — выражение недовольства по поводу чего-н. Не моя забота (разг.) — не моё дело, меня не касается. Мн..

Забота

Заботы, ж. 1. Беспокойство, опасение. Отца угнетала забота о дальнейшей судьбе сына. Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь. Пушкин. 2. Только мн. Хлопоты. Весь день его был наполнен служебными заботами. || Уход, попечение. Хозяйка нас окружила заботами. 3. С инф. Задача, неотложное дело (разг.). По приезде на станцию первая забота была поскорее переодеться. Пушкин. Без забот - беспечно, легкомысленно. Это моя (твоя и т. Д.) забота, в знач. Сказуемого (разг.) - заняться этим долж..

Забота

Древнерусское образование от глагола зобатися. Написание забота возникло в связи с закреплением аканья на письме. Глагол зобатися образован от существительного зобь, имеющего значение "пища, еда".. ..

Забота

Искон. Совр. Форма из диал. Забота в результате закрепления аканья на письме. Сущ. Зобота — суф. Производное от зобиться «заботиться» <. «кормить» (от зоб «еда, пища»). Аналогичное развитие значения ср. В слове воспитание. См. Зоб.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Забота

Древнерусское – зобота.. ..

Забота

Забо́та укр. Забо́та, др.-русск. Забота, зобота (Срезн. I, 896), сюда же диал. Зоба́ться "заботиться, хлопотать", не зобли́сь обо мне "не заботься...", владим., новгор., псковск., тверск., олон. (Кулик.), зоблеться "беспокоиться", зо́блиться "заботиться", тихвинск. (РФВ 62, 295). Возм., связано чередованием с сербохорв. Зо̀бати, зо̏бљем "есть (зерно)", словен. Zóbati, zóbljem "клевать, есть, пожирать", потому что забота гложет, ест человека. См. Преобр. I, 239. Относительно знач. Ср. Болг. Гри..

Забота

(Care). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.. ..

Забвение

Вид существования, по Хайдеггеру, основанный на том, что Man предпринимает постоянные попытки избавиться от груза ответственности за существование путем ухода в будничные дела, попытки утешить себя с помощью этих дел относительно своего бытия и все больше делать себя чуждым самому себе. Повседневность существования состоит из озабоченности, общей заботы и забвения.. ..

Заблуждение

Эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном З. Означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может возникнуть в результате ошибок как в процессе рационального мышления, так и иррациональной деятельности.В каждый исторический период те или иные знания считаются либо истинными, либо ложными. Именно с таких позиций логика подходит к оценке знаний при проверке, ..

Заброшенность

В экзистенциализме Хайдеггера означает неизбежное возлагание ответственности за существование на свое собственное бытие-в-мире, т.е. На самого себя, объект (Wovor) страха (см. Свобода). У Сартра заброшенность для-себя-бытия есть »постоянно исчезающее следствие в-себе-бытия, которое настигает для-себя-бытие и посредством которого оно связано с в-себе-бытием, но которое никогда невозможно постигнуть». Г. Марсель для настроения заброшенности нашел формулу. «Мы посажены на судно» («Homo viator», 194..

Забывание

Вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если воспоминания неприятны, постыдны или мучительны или если осуществление предположений, намерений, соблюдение обязанностей обременительно, то они «забываются» особенно легко.. ..

Забота

Забота (евр. Дэага йагон), в первую очередь - беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс 12:3, в Синод. Пер. - "скорбь". Притч 12:25, в Синод. Пер. - "тоска". Иез 12:18 и след., в Синод. Пер. - "печаль"). Наряду с этим слово "З." означает опеку сильного над слабым, над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих (Неем 9:21. Пс 54:23. 1Пет 5:7), как и обо всем сотворенном мире (Мф 5:45. 6:26,28-30). В это..

Забота

Деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. 3. Проявляется во внимании, соучастии, поддержке, попечении, благодеянии. Пример наиб, полной и бескорыстной 3. — материнство. В отношениях между людьми 3. Всегда выражается как солидарность. Однако в психол. И этич. Плане люди, вступающие в отношения 3., не могут быть равноправными, т. К. 3. Как бы предполагает покровительство, с одной стороны, и ижд..

Дополнительный поиск Забота Забота

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Забота" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Забота, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 6 символа