Знание

347

Результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. Знаковой форме.Стремление понять, что такое З. И чем оно отличается от др. Продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались разрешить проблему. Чем З. (episteme) отличается от мнения (doxa). Если кратко резюмировать воззрения Ксенофана, Гераклита, Парменида, Платона и Аристотеля по этому вопросу, то можно сказать, что антич. Мыслители относили мнение к чувственно воспринимаемому изменчивому миру, а З. - к умопостигаемому миру вечных сущностей. Мнение может быть истинным или ложным, З. - всегда истинно. Это обусловлено тем, что чувственно воспринимаемые вещи изменчивы и любое утверждение, истинное для них в настоящий момент, через некоторое время может стать ложным.

Напр., высказывание "Сократ сидит" в момент его произнесения может быть истинным. Но вот Сократ встал, и это высказывание стало ложным. Мир идей не изменяется, поэтому высказывания об объектах этого мира всегда остаются истинными, напр. Высказывание "Человек есть разумное животное" остается истинным, какие бы изменения ни происходили в чувственно воспринимаемом мире и с отдельными конкретными людьми. Т.о., антич. Мыслители полагали, что З. Всегда остается истинным и может быть получено лишь посредством разума. Некоторые из них вообще склонялись к тому, что З. Владеют лишь бессмертные боги, а на долю людей остается лишь ненадежное мнение.Для философов Средневековья главной проблемой становится проблема разграничения З.

И веры и выяснения отношений между ними. З. Понималось как то, что можно рационально обосновать, постулаты же веры принимаются без всякого обоснования. В связи с истолкованием взаимоотношения между верой и З. Выделились три основные позиции. Представители одной (Августин, Ансельм Кентерберийский) утверждали, что постулаты веры предшествуют З. И служат отправным пунктом при построении рациональных рассуждений ("верую, чтобы понимать" - вот их кредо). Сторонники второй позиции (П. Абеляр), напротив, настаивали на том, что З. Должно предшествовать вере и использоваться для ее обоснования ("понимаю, чтобы веровать"). Наконец, третья позиция (Тертуллиан, Петр Дамиани) провозглашала несовместимость З. И веры и невозможность рационального обоснования догматов веры ("верую, ибо абсурдно").

Т.о., З. Может и должно быть рационально обосновано, вера же не нуждается в таком обосновании.Современная философия, в частности философия 20 в., продолжая старую традицию выделения З. Из всей совокупности человеческих убеждений, верований, предрассудков и т.п., ставит вопрос об отличении научного З. От религиозных, филос. Идеологических построений и мифов ("проблема демаркации"). К отличительным особенностям научного З. В настоящее время относят. Непротиворечивость, эмпирическую проверяемость, логическую или эмпирическую обоснованность. Утверждения же и концепции, не обладающие этими характеристиками, остаются вне сферы научного З. Итак, подводя итоги рассмотрения проблемы отличения З. От др. Феноменов человеческого сознания в истории философии, можно констатировать.

З. Есть такой результат познавательной деятельности, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку.З. Принято разделять на обыденное и научное. Обыденное З., опирающееся на здравый смысл и повседневный опыт человека, служит для его ориентации в окружающем мире и организации практической деятельности. Считается, что это З. Не всегда вербализировано и отчасти существует в чувственных образах и наглядных представлениях о вещах и явлениях. Такого рода З. В элементарных формах присуще уже высшим животным. Обыденное З. Относится к отдельным предметам и явлениям, оно не проникает в суть вещей, носит обрывочный и фрагментарный характер.

З. О глубинной структуре предметов и явлений, об их существенных взаимосвязях дает наука. Научное З. Отличается систематичностью и опирается на целенаправленные познавательные процедуры. Оно разделяется на эмпирическое и теоретическое З. Первое является результатом применения эмпирических методов познания (наблюдения и эксперимента) и относится к чувственно воспринимаемым вещам и явлениям. В этом отношении оно близко подходит к обыденному З. Теоретическое З. Выражает существенные, закономерные связи изучаемой области явлений и, как правило, относится к идеализированным, абстрактным объектам. Некоторые исследователи (напр., М. Полани) полагают, что в науке - наряду с вербальным - имеется еще и невербальное, т.н. Неявное З., представленное навыками, умениями и личным опытом ученого.Основная проблема, обсуждавшаяся в философии 20 в.

В связи с понятием З., - это проблема отношения З., гл.обр. Научного, теоретического, к реальности. Представители марксистской философии, пользовавшейся широким влиянием в 20 в., истолковывали З. Как адекватное отражение действительности, т.е. Считали, что З. Дает нам образ, картину окружающего мира. Такая позиция близка к т. Зр. "наивного реализма", считающего, что предметы и явления окружающего мира таковы, какими они нам представляются. Но уже со времен открытия "вторичных качеств" стало ясно, что это далеко не так. Поэтому представители марксистской философии попытались раскрыть особый характер отображения мира в сознании человека, показать, что это - не зеркальное, не буквальное отражение. Однако понятие отражения - важнейшее понятие марксистской гносеологии - так и осталось неясным.

Трудно сказать, напр., в каком смысле языковое выражение, скажем, предложение "уголь черен", "отражает" черноту угля. Поэтому если истолкование З. Как отражения или описания реальности в той или иной мере разделяется многими философами в том случае, когда речь идет об общей картине мира, создаваемой человечеством в ходе его исторического развития, то в применении к отдельным элементам З. - понятиям, законам, теориям - принцип отражения вызывает трудности и споры. В какой-то мере этот принцип разделяют ныне представители "научного реализма" (X. Патнэм), стремящиеся доказать, что понятиям научных теорий соответствуют реальные объекты и взаимосвязи.С реалистской интерпретацией З. Конкурирует инструментализм, сторонники которого считают, что З., гл.

Обр. Теоретическое, не является отображением или описанием реальности, а представляет собой лишь инструмент для установления фактов, их систематизации и предсказания. Инструменталистская концепция возникла еще в 16 в., когда была предпринята попытка истолковать учение Н. Коперника не как описание Солнечной системы, а как удобный математический аппарат для вычисления положений звезд и планет. И каждый раз, когда в науке происходит смена теорий, вызванная отказом от прежних представлений, инструментализм возрождается. В 20 в. В связи с возникновением теории относительности и квантовой механики и крушением картины мира классической физики оживились попытки рассматривать теоретическое З. Только как инструмент, а не подлинное описание.Одна из интересных и недавних попыток истолкования З.

Принадлежит К. Попперу. Он исходит из невозможности обосновать истинность З. И считает всякое З. Принципиально недостоверным. Верно, конечно, что научное З. Претендует на описание реальности, но наука не может надежно обосновать этих претензий, поэтому получаемое ею З. Остается предположительным и ненадежным. Можно сказать, что такая трактовка З. В определенной мере возвращает нас к античности. Истинное З. Доступно только богам, люди же вынуждены довольствоваться лишь изменчивым и ненадежным мнением. Во втор. Пол. 20 в. Именно такое понимание З. Получило наиболее широкое признание. З. Есть такой результат познания, который претендует на адекватное описание реальности, поэтому может оцениваться как истинное или ложное, которое может быть рационально обосновано, однако при этом все наши оценки и обоснования относительны, поэтому никакое З.

Не является вполне надежным и достоверным. И до сих пор нет сколько-нибудь признанных ответов на многие интересные и сложные вопросы по поводу понимания З. Можно ли считать З. То, что невыразимо в языке. В каком смысле можно говорить о "ложном З.". Если З. Оказалось ложным, то не равнозначно ли это "незнанию". Наконец, самый главный вопрос. В какой мере З. Обусловлено особенностями познаваемого объекта, а в какой - деятельностью познающего субъекта. (см. Мнение, Вера, Теория познания, Истина).Алексеев Д.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. Поупкин Р., Строя А. Философия. М. СПб., 1997. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.А.Л. Никифоров.

Значения в других словарях
Знание

IЗна́ние проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. Противоположно незнанию, т. Е. Отсутствию проверенной информации о чём-либо. Элементарные З., обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием жизнедеятельности организма, реализации его поведенческих актов. З. Могут быть житейскими, донаучными, художественными и научными, а последние — эмпирическими и теоретическими. Жите..

Знание

"ЗНАНИЕ" - ежемесячный научный и критико-библиографический журнал демократического направления, 1870-77, Санкт-Петербург. Пропагандировал успехи естествознания и дарвинизм. Закрыт правительством.. ..

Знание

Состояние, принадлежность знающего что-либо, плод учения и опыта (В.И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание — понимание добра и зла согласно учению Нового Завета. Русские мудрецы видели в знании не только душевную полезность, но и красоту, позволяющую восхищаться величием Божьего замысла. Знание выражает прежде всего Премудрость Божью, глубину и бесконечность его созданий. Истинное знание может быть только цельным — содержать неразрывно веру и знание. Кроме высшего знания существуют..

Знание

ЗНАНИЕ, постижение действительности человеком. Знание объективируется знаковыми средствами языка. Процессы получения, обоснования, проверки и распространения знания изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией.. ..

Знание

Самое общее выражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны). Вопрос об условиях, при которых, и об основаниях, по которым результаты нашей умственной деятельности могут иметь объективное значение, или вопрос о достоверности нашего З. Породил целую философскую дисциплину, выступившую на первый план в новой философии (см. Учение о познании). Термины З. И познание..

Знание

Наши знания есть сумма того, чему мы научились, и того, что мы забыли. Мария Эбнер-Эшенбах Знания бывают двоякого рода. Либо мы что-нибудь знаем, либо мы знаем, где найти сведения об этом. Сэмюэл Джонсон Где мудрость, утраченная нами ради знания. Где знание, утраченное нами ради сведений. Томас Стернз Элиот Некоторые вещи недоступны человеческому уму, но мы не знаем какие. «Закон Джеффи» Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. Уильям Блейк Кто знает не..

Знание

• абсолютное знание. ..

Знание

Познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство.. ..

Знание

Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания. Обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.. ..

Знание

Ср.1) а) Обладание какими-л. Сведениями, осведомленность относительно кого-л., чего-л.б) Владение какими-л. Практическими навыками, умениями.2) а) Проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека.б) Система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и т.п. Наука.. ..

Знание

См. ЗнаньеБольшой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. СПб. Норинт С. А. Кузнецов. 1998. ..

Знание

-я, ср. 1. См. Знать. 2. Результаты познания, научные сведения. Различные области знания. 3. Совокупность сведений в какой-н. Области. Специалист с хорошими знаниями. Со знанием дела.. ..

Знание

Знания, ср. (книжн.). 1. Только ед. Деятельность сознания, имеющая целью постижение действительности, познание (филос.). Теория знания. Логические законы знания. 2. Только ед. Результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности (филос.). Область знания. || Наука вообще. Знание и техника. Союз знания и труда. 3. Только ед. Обладание сведениями о чем-н., состояние знающего что-н. Человека. Знание сцены. Хорошее знание предмета. 4. Только мн. Совокуп..

Знание

«ЗНАНИЕ» - точнее «Товарищество Знание » - книгоиздательство, основанное в 1898 в Петербурге группой литераторов по инициативе К. П. Пятницкого. В начале своей деятельности «З.» выпускало преимущественно книги общеобразовательного характера, - по истории, этике, искусству, естествознанию, народному образованию и др. С начала 1900 в т-во вступает М. Горький. С его приходом «З.» становится крупнейшим центром лит-ого реализма, том за томом выпуская собрания сочинений М. Горького, Л. Андреева, Скит..

Знание

(англ. Knowledge).1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии 3. - это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются..

Знание

1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание;2) достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Такое противопоставление мнения и знания (греч. Doxos — докс и episteme — эпис..

Знание

1. (Невский проспект, 72), кинотеатр, входит в кинозрелищное предприятие «Титан». Здание построено в 1909—1910 (архитектор С. И. Минаш) в стиле «модерн». Первоначально — кинематограф «Кристалл-Палас», с октября 1929 первый в СССР стационарный звуковой кинотеатр, оборудованный аппаратурой системы А. Ф. Шорина (мемориальная доска в зрительном зале), затем здесь размещался Дом кино, в 1960 открыт кинотеатр «З » для показа документальных и научно-популярных фильмов. Имеет 2 зала (300 и 140 мест). ..

Знание

Состояние, принадлежность знающего что-либо, плод учения и опыта (В.И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание - понимание добра и зла согласно учению Нового Завета. Русские мудрецы видели в знании не только душевную полезность, но и красоту, позволяющую восхищаться величием Божьего замысла. Знание выражает прежде всего Премудрость Божью, глубину и бесконечность его созданий. Истинное знание может быть только цельным - содержать неразрывно веру и знание. Кроме высшего знания существуют..

Знание

ЗНАНИЕ - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно 3. Определенными социальными субъектами и обществом в целом (6). В зависимости от названных критериев 3. Может быть разделено на два типа по уровню его функционирования. Обыденное 3. Повседневной жизни и специализированное 3. (научное, религиозное, философское и т..

Знак

— традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, л..

Знанецкий (Znanietskij) Флориан Витольд

(1882-1958) - польско-американский социолог, философ, культуролог. Учился философии и позже социологии в Кракове, Гнезно, Цюрихе, Париже. По окончании учебы служил в разных организациях, ведающих делами эмиграции, где встретился с У. Томасом, который предложил 3. Совместное исследование "Польский крестьянин в Европе и Америке", (т. 1-5, 1918-1920), ставшее классикой социологии. В 1917 3. Был приглашен в Чикагский университет для чтения лекций. В 1920 избран на кафедру социологии Познаньского уни..

Знание Врождённое

Унаследованные родоспецифические схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическому исследованию. Многие философы и естествоиспытатели в той или иной форме допускают существование врожденных знаний или "врожденных идей" - Платон, Аристотель, схоластики, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант, В. Гельмгольц, К. Лоренц, Ж. Пиаже, К. Юнг, К. Леви-Строс, И. Хомский и др. Однако вплоть до 20 в. Под терминами "врожденные идеи" и "З. В.", как пра..

Значение

Содержание, обозначенное тем или иным языковым выражением - словом, предложением, знаком и т.п. Вопрос о З. Языковых выражений исследуется лингвистикой, семиотикой и логической семантикой. Различают предметное, смысловое и экспрессивное З. Языковых выражений. Наиболее точно эти виды З. Описываются логической семантикой, в которой наибольшим признанием пользуется концепция З., предложенная Г. Фреге в кон. 19 в. И получившая дальнейшую разработку в трудах Б. Рассела, К.И. Льюиса, Р. Карнапа и др.В..

Знание

I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮЕвр. Яда, переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений. "узнавание", "осведомленность о чем-либо", "познание". От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей. К познанию (см. Познание, познавать).II. БОЖЬЕ "ЗНАНИЕ"Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх 33:12. 3Цар 8:39. Иов 23:10. Пс 1:6. 36:18. 102:14. Ин 2:2..

Знание

— результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике. Адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). 3. Фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное 3. Обыденное, или житейское, 3. Опирается на здравый смысл и формы повседневной практической деятельности. Обыденное 3. Слу­жит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его поведения и предвидения. Науч..

Дополнительный поиск Знание Знание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Знание" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Знание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 6 символа