Ингарден (Ingarden) Роман

229

(1893-1970) - пол. Философ. Обучался во Львове (1911- 1912) под руководством К. Твардовского, затем в Геттингене (1912-1915) и Фрибурге (1915-1917) под руководством Э. Гуссерля. До Второй мировой войны - проф. Львовского ун-та, после 1945 - проф. Ягеллонского ун-та в Кракове.И. - один из наиболее известных представителей феноменологии. Занимался всеми проблемами философии, но наиболее важные его идеи касаются онтологии и эстетики. В онтологии он не соглашался с трансцендентальным идеализмом Гуссерля. Утверждая, что решение Гуссерля не является единственно возможным с т.зр. Феноменологического метода и феноменологического отправного пункта в философии, И. Провел тщательный анализ онтологических возможностей разрешения спора о существовании мира.

С этой целью он уточнил целый ряд основных онтологических понятий, в частности понятия способа существования, идеи, формы и материи. Онтология, по И., не касается того, что действительно существует, она имеет дело с экзистенциальными возможностями и разнообразными необходимыми понятийными связями. Собственные онтологические исследования склоняли И. К выводу, что наиболее приемлемым решением спора о существовании мира является реализм. Обоснование этой позиции требовало проведения метафизического исследования и, значит, изучения того, что фактически существует. И. Не успел полностью реализовать свой замысел. Он оставил только анализ причинности, ведущий, по его мнению, к умеренному детерминизму.Наиболее важная эстетическая работа И.

Касалась литературного произведения. Он исследовал его не только в эстетическом аспекте, но и в аспекте онтологическом. Литературное произведение истолковывалось И. Как сложное образование. Среди составляющих его слоев И. Выделял слой интенциональных предметов, и прежде всего слой состояний, представленных содержанием. Поскольку интенциональные предметы несамостоятельны, они должны быть надстроены над реальными предметами. Согласно И., выявление различных моментов и слоев литературного произведения (и более широко - каждого произведения искусства. И. Занимался также музыкальными и архитектурными произведениями) необходимо для объяснения его тождественности. Онтологический анализ произведения искусства необходим также для выявления эстетических качеств, связанных с разными его слоями.

И. Высказывался против субъективизма и релятивизма в эстетике. Он выступал против этих позиций и в этике, критиковал эпистемологический конвенционализм. В последний период своего творчества И. Занимался также философией человека, в частности проблемой ответственности. И здесь он стремился фундировать ответственность онтологически.Исследования по эстетике. М., 1962. Das literarische Kunst-werk. Halle, 1931. О Sp6r о istnienie swiata. Krakow, 1947-1948 (нем. Изд. -Tubingen, 1964-1965). Dziela. Warszawa, 1957- 1995. Haefliger G. Uber Existenz. Die Ontologie Roman Ingardens. Dordrecht, 1994.Я. Воленьский (Краков).

Значения в других словарях
Ингарден (Ingarden) Роман

ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (1893-1970) - польский философ, ученик Э. Гуссерля. Развил свой вариант феноменологии. Работы по эстетике, теории познания, логике.. ..

Инверсия

(лат. Inversio - переворачивание, перестановка) - в психологии процесс и результат нарушения нормального порядка и последовательности элементов, их перестановка или замена вплоть до противоположных. Феномен И. Распространяется на мотивы, установки, желания, реакции, поведение и т.д. Наиболее подробно И. И ее механизмы исследованы в психиатрии, сексологии и психоанализе. Понятие И. Было введено в научный оборот в 1882 французскими психиатрами и неврологами Шарко и В. Маньяном. Наиболее распростра..

Инвольвировать

(от лат.) включать, охватывать собой, делать своим содержанием.. ..

Индетерминизм

См. Детерминизм и индетерминизм.. ..

Индивид, Индивидуальность

(от лат. Individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом"). Сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. Далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения..

Дополнительный поиск Ингарден (Ingarden) Роман Ингарден (Ingarden) Роман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ингарден (Ingarden) Роман" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ингарден (Ingarden) Роман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 25 символа