Индивидуализм И Холизм (в социальном познании)

105

(от лат. Individuum - особь. Англ. Holism, от греч. Holos - целое) - методологические, онтологические и ценностные установки, противостояние которых отразилось в стиле исторических, социологических и экономических концепций в 20 в. В онтологическом плане индивидуализм (И.) полагает, что общество состоит только из людей и их действий, а к.-л. Надындивидуальных сущностей или субстанций не существует (социальный атомизм). Сторонники же холизма (X.) считают, что хотя социальные целостности зависят от действий и установок индивидов, онтологически они не тождественны этим действиям, а управляющие ими законы не редуцируемы к закономерностям поведения индивидов. Ряд философов и социальных теоретиков (Л. Фон Мизес, К. Поппер, Ф.А.

Хайек и др.) связывают X., "коллективизм" с определенной ценностно- идеологической позицией. Враждебностью к политическому и экономическому либерализму, приверженностью к различного рода тоталитаристским и социалистическим идеологиям, а также идеям планирования социально-экономического развития. Хотя типичность таких связей нельзя отрицать, они не являются неизбежными. Классическим примером иной т.зр. Может быть Т. Гоббс с его методологическим И., совмещающимся с политическим абсолютизмом.В современных дискуссиях оппозиция И. - X. Трактуется прежде всего как методологическая проблема. Методологические индивидуалисты требуют, чтобы социально-исторические и экономические "макрособытия" объяснялись через совокупности или конфигурации действий, установок, диспозиций, связей и обстоятельств отдельных индивидов.

Нередко такое требование обосновывается ссылками на естественные науки, в которых решающий прогресс был достигнут, когда макроскопические характеристики и качества веществ и процессов стали объясняться через свойства микрочастиц - атомов и молекул. В социальном познании аналог этому методологические индивидуалисты находят в парадигматических сдвигах в экономической науке, перешедшей в 19 в. От холистских рассуждений о "богатстве нации" и макрохарактеристиках рынка к их объяснению через диспозиции и рациональные выборы индивидуальных производителей и потребителей товаров. В ответ сторонники методологического X. Указывают на то, что в естествознании с отказом от классической механистической парадигмы в 20 в.

Широко распространились холистские (волновые концепции, теории поля и т.п.) способы объяснения, а методологический И. Маржиналистской экономической теории был потеснен теорией Д.М. Кейнса с ее центральными понятиями национального дохода и сбережений, которые отражают системные, макроскопические процессы. Сходное противостояние имеет место и в методологии теоретической социологии, где оно восходит к оппозиции методологического И. М. Вебера с его установкой на объяснение общественных явлений через социальные действия людей и методологического коллективизма Э. Дюркгейма с его известным требованием рассматривать их как "вещи", как коллективные явления, не редуцируемые к сознанию и действиям индивидов.Бхаскар Р.

Общества // Социологос. М., 1991. Вып. 1. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. Мизес Л. Фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Вып. 4. Научный метод..

Значения в других словарях
Индивид, Индивидуальность

(от лат. Individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом"). Сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. Далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения..

Индивидуализм

(от лат. Individuum - особь) - понятие, обозначающее признание приоритета интересов индивида над коллективными или институциональными интересами. Как жизненная позиция и мировоззрение И. Возникает в результате обособления индивида от семьи, рода, клана или социальной группы, осознания им своей индивидуальной или персональной определенности в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося сущест..

Индивидуализм Социальный

Направление мыслей, чувств и действий, при котором жизнь отдельного человека (а также тех отдельных узких групп, в которых протекает его жизнедеятельность) оценивается как более ценная, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. И., ставящему личность над большими коллективами, противостоит коллективизм, подчеркивающий неоспоримое главенство общества, гос- ва, нации или класса над индивидом. Под И. Понимается также социальная система, не имеющая перед собою задачи решительно перестроить об..

Индивидуалистическое Общество И Коллективистическое Общество

Одна из основных оппозиций истории и философии истории. Индивидуалистическое общество (И.о.) не ставит перед собой задачу решительной перестройки общества ради достижения универсальной, обязательной для всех цели и допускает в широких пределах независимость индивидов. Коллективистическое общество (К.о.) представляет собой социальную систему, стремящуюся с помощью любых средств, включая и насилие, радикально преобразовать общество во имя достижения некой единой, всеподавляющей цели и отрицающую в..

Дополнительный поиск Индивидуализм И Холизм (в социальном познании) Индивидуализм И Холизм (в социальном познании)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индивидуализм И Холизм (в социальном познании)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индивидуализм И Холизм (в социальном познании), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 46 символа