Индивидуализм И Холизм (в социальном познании)
(от лат. Individuum - особь. Англ. Holism, от греч. Holos - целое) - методологические, онтологические и ценностные установки, противостояние которых отразилось в стиле исторических, социологических и экономических концепций в 20 в. В онтологическом плане индивидуализм (И.) полагает, что общество состоит только из людей и их действий, а к.-л. Надындивидуальных сущностей или субстанций не существует (социальный атомизм). Сторонники же холизма (X.) считают, что хотя социальные целостности зависят от действий и установок индивидов, онтологически они не тождественны этим действиям, а управляющие ими законы не редуцируемы к закономерностям поведения индивидов. Ряд философов и социальных теоретиков (Л. Фон Мизес, К. Поппер, Ф.А.
Хайек и др.) связывают X., "коллективизм" с определенной ценностно- идеологической позицией. Враждебностью к политическому и экономическому либерализму, приверженностью к различного рода тоталитаристским и социалистическим идеологиям, а также идеям планирования социально-экономического развития. Хотя типичность таких связей нельзя отрицать, они не являются неизбежными. Классическим примером иной т.зр. Может быть Т. Гоббс с его методологическим И., совмещающимся с политическим абсолютизмом.В современных дискуссиях оппозиция И. - X. Трактуется прежде всего как методологическая проблема. Методологические индивидуалисты требуют, чтобы социально-исторические и экономические "макрособытия" объяснялись через совокупности или конфигурации действий, установок, диспозиций, связей и обстоятельств отдельных индивидов.
Нередко такое требование обосновывается ссылками на естественные науки, в которых решающий прогресс был достигнут, когда макроскопические характеристики и качества веществ и процессов стали объясняться через свойства микрочастиц - атомов и молекул. В социальном познании аналог этому методологические индивидуалисты находят в парадигматических сдвигах в экономической науке, перешедшей в 19 в. От холистских рассуждений о "богатстве нации" и макрохарактеристиках рынка к их объяснению через диспозиции и рациональные выборы индивидуальных производителей и потребителей товаров. В ответ сторонники методологического X. Указывают на то, что в естествознании с отказом от классической механистической парадигмы в 20 в.
Широко распространились холистские (волновые концепции, теории поля и т.п.) способы объяснения, а методологический И. Маржиналистской экономической теории был потеснен теорией Д.М. Кейнса с ее центральными понятиями национального дохода и сбережений, которые отражают системные, макроскопические процессы. Сходное противостояние имеет место и в методологии теоретической социологии, где оно восходит к оппозиции методологического И. М. Вебера с его установкой на объяснение общественных явлений через социальные действия людей и методологического коллективизма Э. Дюркгейма с его известным требованием рассматривать их как "вещи", как коллективные явления, не редуцируемые к сознанию и действиям индивидов.Бхаскар Р.
Общества // Социологос. М., 1991. Вып. 1. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. Мизес Л. Фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Вып. 4. Научный метод..
Дополнительный поиск Индивидуализм И Холизм (в социальном познании)
На нашем сайте Вы найдете значение "Индивидуализм И Холизм (в социальном познании)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индивидуализм И Холизм (в социальном познании), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 46 символа