Интенция

144

(лат. Intentio) - лат. Слово "intentio" имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. Слова "tonos" ("напряжение") - термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пневмы или, у др. Авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения "intentio" могут быть разделены на две семантические подгруппы. Практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время "внимание ума" ("animi intentio"), согласно Августину, составляет - наряду с объектом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия - существенный элемент познания.

Особенно ясное выражение практического значения "intentio" обнаруживается в "Этике" П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. Людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Дальнейшее развитие практической проблематики "intentio" в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также "то, что позволяет нам прийти к цели", преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского.

У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа "направлять намерение", т.е. Оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки.Теоретическая семантика intentio в лат. Языке возникает в 12 в. В связи с пер. Работ Ибн Сины и араб. Слова "ma'na", которые ввели в лат. Филос. Язык различие "первой И." и "второй И.". "Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям, познаваемым в первую очередь". Под первыми И. Понимаются здесь сами познаваемые предметы, а под вторыми - "логические И.", как то.

Роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского И. В теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает "образ" познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. - это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. Говорится о видах (species) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. Как акта и как отношения (то и др. Понимание встречается у И. Дунса Скота). У. Оккам, называя "реально существующую вещь intentia prima", считает "вторую интенцию" чистым актом интеллекта.В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф.

Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Сёрл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. ("дескриптивный род интенции"), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода "психическим переживаниям", а именно таким, которые выделяются на основании "отношения к предмету", причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. Является "пустой", не связанной с наглядным представлением, восприятием и т.п. Предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле И. Включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии "И.

Значения" и "осуществление", или "наполнение", этой И. Значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом..

Значения в других словарях
Интенция

(от лат. Intentio — стремление) намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, отчасти также и чувства на какой-либо предмет. Понятие И. Восходит к схоластике (См. Схоластика), различавшей «первичную И.», установку на единичное, от «вторичной И.» — установки на всеобщее. В 19 в. Понятие И. Было вновь введено в философию немецким философом Ф. Брентано. В его концепции «интенциональность» означает предметность всякого акта сознания, т. Е. Непременную отнесённость его к какому-то в..

Интенция

ИНТЕНЦИЯ (от лат. Intentio - стремление) - намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в 19-20 вв. Учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.. ..

Интенция

ИНТЕНЦИЯ (от латинского intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства> на какой-либо предмет.. ..

Интенция

[лат. Intentio - стремление] - направленность сознания, мышления на какой-л. Предмет. Намерение, цель.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Интенция

Содержание. Цель, намерение. ..

Интенция

ИНТЕ́НЦИЯ [тэ́], -и. Ж. Книжн. Направленность сознания, воли, чувства на какой-л. Предмет.. ..

Интенция

(от лат. Intentio стремление). ..

Интенция

(лат. Intentio намерение, стремление) конкретное стремление, направленность психической активности человека на какой-либо объект.. ..

Интенция

(лат. Intentio намерение, стремление)конкретное стремление, направленность психической активности человека на какой-либо объект.. ..

Интенция

(лат. Intentio намерение, стремление) - конкретное стремление, направленность психической активности человека на какой-либо объект.. ..

Интенция

(от лат. Intentio - намерение, стремление) - имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия И. Восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. Понятие И. Было вновь введено в философию нем. Философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная о..

Интенция

(лат. Intentio – стремление). Направленность сознания, мышления на какой-нибудь объект.. ..

Интенция

(лат. Intentio – стремление). Направленность сознания, мышления на какой-нибудь объект.. ..

Интенционализм

(от лат.) учение о том, что каждое действие может расцениваться только с точки зрения самого действующего. Понятие интенциональности, сыгравшее большую роль уже в средневековой философии, феноменологическая школа стала рассматривать в качестве существенного признака всего психического. «Из переживаний извлекаются такие, существенной чертой которых является то, что они суть переживания объекта. Эти переживания называются «интенциональными переживаниями», и потому, что они являются осознанием (люб..

Интенциональность

(лат. Intentio — стремление, внимание) — основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был введен в средневековой философии, использовался Брентано и Штумпфом для описания психических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. У Брентано, объявил его фундаментальным свойством феноменологического сознания. В отличие от гносеологической субъективности неокантианства, представляющей собой замкнутую самосознающую субстанцию, феноменологическое сознание всегда обладает изначальной ..

Интерес

(от лат. – участвовать) пай, доля, привлечение к чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо («проявлять интерес»). Ценность и значение, придаваемые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства. С материальной точки зрения также польза, выгода, корысть («иметь свой интерес»). Того, у кого есть интерес к чему-либо, называют заинтересованным. Того же, кто постоянно преследует определенные интересы или кому делается некоторое предложение в расчете на успех, называ..

Интериоризация

(от лат. Interior внутренний) – формирование внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Понятие введено франц. Психологами Пьером Жане, Жаном Пиаже, Анри Валлоном, используется в психоанализе при объяснении перехода структуры межиндивидуальных отношений внутрь психики и формирования бессознательного (индивидуального или коллективного), которое в свою очередь определяет внутренний план сознания. По Выготскому, интериоризация – становление ..

Дополнительный поиск Интенция Интенция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Интенция" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интенция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа