Итальянская Философия
– 1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итал. Ученые с мировым именем – это прежде всего Ансельм Кентерберийский, Бонавентура и Фома Аквинский. Собственно итал. Философия начинается с Ренессанса – возрождения греч. Философии, совершавшегося в итал. Духе. 2. Ренессанс и гуманизм. За платоновскую философию выступил Плетон (ок. 1355-1450), потому что она ближе, чем аристотелевская, стояла к христ. Способу мышления. К нему присоединились Марсилио Фичино, руководитель платоновской Академии во Флоренции, и Джованни Пико делла Мирандола, в то время как Пьетро Помпонацци защищал аристотелизм в духе александрийской школы (см. Александрийская философия). Ортодоксальность частично обнаруживает аристотелизм позднейшего Ренессанса, представленный Андреа Цезальпинусом (1519 – 1603) и Джакомо Забареллой (1532-1589).
Ученый-естественник все более и более выступает против сложившегося философского типа. Джеронимо Kapдано создал динамическую философию универсальной смены форм. Меньшее значение для философии имел известный деятель науки Бернардино Телезио. Франциск Патриций (1529-1597) пытался объединить критическое исследование природы со спекулятивной метафизикой света. Все эти мыслители были предвестниками подлинных духовных борцов, чьи ряды возглавил Леонардо да Винчи (1452 – 1519), который в своем философско-научном исследовании гениально объединил созерцание и мышление, в то время как Никколо Макиавелли развивал философию национальной истории. Джордано Бруно вновь открывает в видимой Вселенной невидимую бесконечность Бога, которая наполняет человека «героическими страстями».
И уже окончательное преодоление средневековья в духе пытливой науки (естествознания) приходит вместе с Галилео Галилеем. 3. Контрреформация и Просвещение (сер. 17 -кон. 18 в.). Уже Патриций своими философскими работами способствовал Контрреформации, в еще большей мере это можно сказать о Томмазо Кампанелле, несмотря на его подчеркнутую враждебность к схоластике. Кардинал Беллармин (1542 – 1621) защищает родственное догмату о папской непогрешимости убеждение о власти папы. Основателем современного историзма стал Джамбаттиста Вико. Чезаре Беккариа-Бонезана создал социал-реформистскую философию морали и права. Философия англ, и франц. Просвещения была воспринята итал. Мыслителями, но дальше они ее не развили. 4. Девятнадцатый век.
Энтузиазм, родственный спекулятивному взлету в нем. Идеализме и представленный в Северной Италии кантианцем Антонио Росмини и Винченцо Джоберти, для итал. Философии оказался решающим. Для Джоберти, в своем мышлении поднявшегося до Гегеля и диалектического метода, не только бытие, но и само божественное бытие доступно познанию." Философия, развиваемая в Южной Италии, к этому времени была охвачена первой волной гегельянства. Главные его представители здесь – Бертрандо Спавента (1817-1883) и Франческо де Санктис (1817-1883). Паскуале Галлуппи (1770-1846) и Альфонсо Теста (1784-1860) были кантианцами. Наконец, в философии имел место и позитивизм, представленный Карло Каттанео (1801 – 1869) и Джузеппе Феррари (1812 – 1876), защищавшими линию Вико в гуманитарных науках.
В сер. 19 в. Возникло сильное неосхоластическое движение. Его представители. Каэтано Сансеверино (1811 – 1865), Томмазо Циглиара (1833 – 1893) и Маттео Либераторе (1825 – 1892). Это движение получило существенную поддержку в энциклике папы Льва XIII «Aeterni Patris», вышедшей в 1879, и благодаря основанию в 1891 Академии Фомы в Ватикане. Наоборот, следующая волна гегельянства произвела слабое воздействие на итал. Философию. Новейшее кантианство получило известное влияние только благодаря Карло Кантони (1840-1906). Ему следовали Феличе Токко (1845-1911), историк философии Алесандро Чиапелли (1875 – 1931) и скептический критик Джузеппе Рейсы. На границе между идеализмом и позитивизмом стоял Бернардино Вариско (1850 – 1933).
Представителями новейшего (естественно-научного позитивизма являлись Роберто Ардиго и Паскуале Виллари (1827 – 1917). Позитивистскую социологию представлял Антонио Лабриола. 5. Двадцатый век. Ведущий итал. Философ этого столетия – Бенедетто Кроче, который сам себя называл идеалистом в духе Де Санктиса в эстетике, гербартианцем в морали и вообще в понимании ценностей, антигегельянцем и антиметафизиком в теории истории и понимании мира вообще, натуралистом или интеллектуалистом в теории познания. Наряду с ним следует упомянуть неогегельянца Джованни Джентиле, представителя «актуалистического» идеализма..
Дополнительный поиск Итальянская Философия
На нашем сайте Вы найдете значение "Итальянская Философия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Итальянская Философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 21 символа