Качество
Филос. Категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. Понятие "К." не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Такие свойства познаются с помощью ощущений, которые отображают отдельные стороны, особенности и характеристики вещей. Именно благодаря ощущениям мы первоначально сравниваем и отличаем вещи друг от друга, выявляем различные их свойства. Впервые интуитивно ясное представление о К. Сформулировал Аристотель, рассматривавший К. Как видовое отличие сущности. Он проводил различие между К. И свойствами, подчеркивая целостный характер свойств, которыми обладает вещь.В философии механистического материализма Нового времени получило распространение деление К.
На первичные и вторичные, введенное Р. Бойлем и разработанное Дж. Локком в кн. "Опыт о человеческом разуме" (1690). К первичным К., существующим объективно, независимо от субъекта, Локк относил протяженность, величину, положение, механическое движение и т.п. Вторичными он называл субъективные К., не совпадающие со свойствами самих вещей (цвет, запах, вкус и др.). Такое деление К. Восходит еще к атомистической гипотезе Демокрита, согласно которой первичными являются характеристики атомов, а вторичными - их свойства, познаваемые посредством ощущений, в то время как знание об атомах имеет умопостигаемый характер. Подобный взгляд на существование первичных и вторичных К. Получил широкое распространение как в естествознании 17-18 вв., так и в ориентированном на него метафизическом материализме.
Г. Галилей считал достоверными только К., которые можно выразить геометрически, Р. Декарт - К., обладающие протяженностью, Т. Гоббс - протяженностью и движением. Все они подчеркивали, что первичные К. Постигаются разумом, хотя Локк считал, что они возникают благодаря ощущениям. Дж. Беркли отвергал объективное существование первичных К., считая их, как и вторичные К., исключительно результатом субъективной деятельности сознания. Д. Юм и И. Кант, отрицая связь между явлением и сущностью, ощущением и разумом, занимали половинчатую позицию. Хотя они, в особенности Кант, допускали объективное существование вещей, а следовательно, их К., но отрицали возможность их познания самих по себе. Они могут быть познаны только в том виде, как они нам являются.
Г.В.Ф. Гегель рассматривал К. Как первоначальную ступень развития абсолютной идеи и познания бытия. Он определял К. Как то, потеряв что, вещь перестает быть сама собой. Такое, чисто отрицательное определение открывало возможности для самых различных толкований.С развитием научного познания в 19 и особенно в 20 вв. Весьма актуальным стал вопрос об исследовании качественных и количественных свойств вещей, их взаимосвязи друг с другом и с общими категориями К. И количества. История научного познания свидетельствовала, что реальный процесс исследования вещей начинается с выявления простейших, чувственно воспринимаемых свойств и взаимосвязей между ними. Чтобы объяснить их, необходимо изучить строение и структуру вещей.
Для этого требовалось перейти от исследования наблюдаемых объектов и свойств к объектам ненаблюдаемым, таким как молекулы, атомы, элементарные частицы, гены и подобные им теоретические объекты. Благодаря этому становится возможным не только объяснить эмпирически наблюдаемые свойства вещей, но и предсказать и создать вещи со свойствами, не встречающимися в природе. В связи с новыми открытиями в естественных и технических науках были предприняты дальнейшие попытки осмысления отношения между категориями "свойство" и "К.".В отечественной филос. Литературе К. Нередко определяют через существенные свойства вещи или совокупность таких свойств. Однако подобные определения не могут считаться адекватными. Они обозначают одно и то же понятие разными терминами и, следовательно, допускают логическую ошибку удвоения терминов.
С содержательной т.зр. В них не раскрывается взаимосвязь и противоположность между внешним и внутренним в вещах, их сущностью и формами ее проявления.Локк Дж. Избр. Филос. Произв. М., 1960. Т. 1. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М. 1963. Аристотель. Метафизика // Соч. М., 1975. Т. 1.Г.И. Рузавин.
Дополнительный поиск Качество
На нашем сайте Вы найдете значение "Качество" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Качество, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа