Кембриджские Платоники
Группа философов, моралистов, теологов, которая образовалась в Кембриджском ун-те в сер. 17 в. Вокруг Б. Уичкота и просуществовала до нач. 18 в. В группу входили Дж. Смит (Smith), Г. Бернет (Burnet) и др. С филос. Т.зр. Наибольший интерес представляют Г. Mop (More) - автор "Руководства по этике" ("Echiridion ethicum", 1667, англ. Пер. - "An Account of Virtue", 1690) и Р. Кедворт - автор "Истинной интеллектуальной системы универсума" (1678), "Трактата о вечной и неизменной морали" (1731). Значительное влияние Уичкота испытывал Р. Камберленд, хотя и не разделял всецело его взглядов. В Оксфорде сторонником ключевых идей Мора был Дж. Глэнвилл.Главный пафос философствования К.п. Состоял в стремлении основать религию и мораль на разумных началах.
Их объединяла не столько приверженность единой филос. Системе, сколько общее мировоззрение, которое составляли вера и разум, неприятие любых проявлений фанатизма и привлечение для обоснования своих взглядов антич. Философии, главным образом философии Платона, Плотина и стоиков, греч. Патристики и ренессансных гуманистических идей, почерпнутых в платонизме флорентийской Академии. К.п. Испытывали значительное влияние Р. Декарта. Однако, считая Декарта своим союзником в борьбе против схоластики, они в то же время опасались безграничного распространения механистического мировоззрения, не совместимого, по их мнению, с духовным пониманием универсума. Свои религиозные и этические взгляды К.п. Противопоставляли доктрине Ж.
Кальвина как догматической, иррациональной и тем самым, с их т.зр., противоречащей подлинному назначению религии и морали. Уичкот критиковал также Ф. Бэкона за концептуальное отделение веры от разума, а Мор и Кедворт своим главным оппонентом считали Т. Гоббса как автора волюнтаристской теории морали в ее секулярном выражении. В противостоянии религиозному и секулярному вариантам волюнтаризма - выведению морали из воли Бога или законодателя К.п. Источником веры и морали провозгласили разум. Это положение они основывали на представлении о рациональной природе Бога и человека. Быть хорошим христианином для них означало не слепо исполнять всемогущую волю, а следовать велениям своего разума. Разум - "Божественный руководитель" (Divine Governor) жизни человека, поэтому "идти против Разума значит идти против Бога" (Уичкот).
К.п. Выступали за создание единой церкви - широкого христианского сообщества, закрытого для атеистов, в котором ритуалам отводилось вспомогательное значение. Высшую религиозную и нравственную ценность К.п. Видели, однако, в отличие от протестантов, не в Божественной справедливости, а в Божественной любви.Библейскую метафору "Светильник Господень - дух человека..." (Прит. 20. 27) К.п. Интерпретировали в том смысле, что человек обладает осо,бой разумной способностью, которая является источником его духовной жизни в ее единстве, целостности и полноте. Она а) интуитивна, б) положительно определена в отношении добра, в) эмоционально окрашена. Мор называл эту способность "Божественной проницательностью" (Divine Sagacity), или "благообразной способностью" (boniform faculty), которая по значению превосходит разум (открывающий теоретические истины) и сфера действия которой охватывает весь универсум.
Кедворт различал, с одной стороны, спекулятивное и дискурсивное понимание (understanding), с другой - любовь к благу самому по себе как высший "витальный принцип", центр активности души и самой жизни, который являлся первичным, вечным источником и принципом всех моральных суждений человека и его сознательных поступков. Освященная разумом любовь в философии К.п. Выступала в качестве источника власти самого Бога и принципа всех его деяний.Несмотря на то что интеллектуализм К.п. Был далеко не всегда последовательным (напр., Мор настаивал на необходимости веры в ведьм, т.к. Отказ от нее, по его мнению, ведет к атеизму), именно концептуальное утверждение индивидуального человеческого разума, который вместе с тем представлял универсальное начало в человеке, в качестве главного авторитета в религиозной и моральной сферах ставится в заслугу К.п.
В истории философии. Идеи К.п. Прямо или косвенно развивались в этическом сентиментализме, в этическом интеллектуализме. В моральной философии К.п. Были сформулированы и так или иначе осмыслены темы, впоследствии ставшие ключевыми в этике категорического императива. К.п. Повлиял на таких ученых, как И. Ньютон, И. Барроу, Г. Лейбниц. В литературе можно отметить влияние К.п. На Дж. Мильтона и Т. Кольриджа. Cassirer E. The Platonic Renaissance in England. Edinburg, 1953. Passmore J. Cambridge Platonists // The Encyclopedia of Philosophy. New York, 1967. Vol. 2. The Cambridge Platonists. Selections. Cambridge, 1980. O.B. Артемьева.
Дополнительный поиск Кембриджские Платоники
На нашем сайте Вы найдете значение "Кембриджские Платоники" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кембриджские Платоники, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 22 символа