Коген (Сohen) Герман

99

(1842—1918) — немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы. "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстетики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстетика чистого чувства" (1912) и др. К. Начал свою преподавательскую деятельность в университете г. Халле (1865—1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф. Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первые работы К. Носили, гл. Обр., вторичный, интерпретаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик.

Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. Можно датировать 1902, когда вышел в свет его главный труд — "Логика чистого познания". В работах К. И его учеников разрабатывается учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута радикальному пересмотру. Прежде всего это касалось гносеологического дуализма "вещи в себе" и явления, кантовской трактовки понятия "данности" и его представления об ощущении, как основе познания. Перестроив кантовское учение, К. Создал чисто гносеологическую философию, которая не ищет для себя каких-либо предпосылок, существующих вне и независимо от познания.

Таким образом, философия трансформировалась в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания, понимаемого как самостоятельная и бесконечно саморазвивающаяся система, в границах которой и развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений (включая и отношения между познанием и действительностью, субъектом и объектом). Превратив чистую мысль с ее априорными принципами в единственный источник познания (знания) и его первоначало (и по форме и по содержанию), К. Пришел к выводу, что чистое мышление само строит свой предмет, который никогда ему не "дан" извне, а "задан" в виде неизвестного, "Икс", проблемы и т.п. Познавательный процесс приобретает, таким образом, характер серии актов категорического синтеза, протекающего по априорным законам самого мышления.

В результате не- определенный предмет постепенно определяется, оставаясь однако всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах. Процесс построения предмета чистой мыслью, по К., это одновременно и построение самого мира (природы), как он построен наукой, ибо другой действительности, кроме той, что существует в "напечатанных книгах", т.е. Вне мысли, мы просто не знаем. Процесс познания (предмета) приобретает абсолютно проблематичный и, по сути, бесконечный характер — определений неопределенного, но определимого предмета. Из импульса, своего рода "икса", задания, способствующего развертыванию мышления, он постепенно переходит в статус кантовской "вещи в себе" — вечно недостижимой цели и регулятивной идеи познания.

Превратив научное знание по сути в беспредпосылочную систему априорно-логических элементов и их связей, К. В то же время осознавал необходимость соотнесения этой системы с неким "безусловным", которое бы единственно было способно придать знанию характер всеобщности и необходимости. В роли такого "безусловного" не мог выступать факт науки, на который с самого начала была ориентирована логика чистого познания. Сам К. Неоднократно говорил о случайности и условности как факта, так и науки в целом. В поздних работах в роли такого "безусловного" все чаще начинает выступать понятие цели, морального блага и т.п. — нечто абсолютно "запредельное опыту". То, что затем трансформируется у К. В метафизический принцип абсолюта (идею Блага почти на манер Платона).

Место трансцендентальных основ познания займет теперь трансцендентная идея, место логики чистого познания — ранее отрицаемая метафизика. (См. Также Марбургская школа неокантианства.)Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Коадаптация

(от лат. Со – вместе и adaptare – приспособлять) – коррелятивное приспособление. В биологии – общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям, напр. Превращение зуба змеи в ядовитый зуб благодаря коррелятивному приспособлению слюнной железы (которая становится ядовитой железой), изменение строения зуба (образование канала), приспособление мускулатуры (при закрывании пасти зуб убирается назад). Примером коадаптации является также коррелятивное приспособление формы цветка к устро..

Ковалевский Максим Максимович

(1851-1916) -социолог, историк. После окончания юридического факультета Харьковского ун-та в 1872 - научная работа в различных странах Европы. В 1880- 1890-х гг. Преподавал в европейских и амер. Ун-тах. С 1905 работал в Санкт-Петербургском ун-те и др. Высших учебных заведениях, в 1914 избран действительным членом Академии наук.Методом, способным открыть законы развития общества, К. Считает сравнительно- исторический метод, с помощью которого возможно эволюционно-стадиальное членение историческог..

Когерентность

(от лат. Cohaerere быть связанным) – взаимосвязь. Принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи. Когерентные законы онтологии выражают связь в том плане, в каком она существует между категориями какого-либо слоя (см. Учение о слоях). Факторы когерентности (мотивы когерентности) в психологии – участки памяти, которые обращают на себя внимание своим сходством, пространственной или временной близостью, симметричным расположением, характером формы и т..

Когнитивная Наука

(от лат. Cognito - познание. Англ. Cognitive science - наука о процессах познания) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей. Включает дисциплины. Эпистемологию, когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейробиологию и компьютерную науку.Основания К.н. Были заложены в исследовании математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936), которому удалось показать, что для проведения любого вычисления дост..

Дополнительный поиск Коген (Сohen) Герман Коген (Сohen) Герман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коген (Сohen) Герман" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коген (Сohen) Герман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 20 символа