Койре (Кoyre) (наст, фамилия Койранский) Александр

120

(1892-1964) - рус.-фр. Философ и историк науки. Род. В Таганроге, учился в гимназиях Тифлиса и Ростова- на-Дону. С ранней юности участвовал в революционном движении, после революции 1905 был арестован. В 1908 уехал в Париж изучать математику и философию. В 1909- 1911 - в Геттингене, где слушал лекции Э. Гуссерля и был активным участником феноменологического кружка. В Первую мировую войну воевал добровольцем сначала во фр., затем в рус. Армии, участвовал в Февральской революции. Октябрьский переворот не принял, заняв позицию социалистов-революционеров. В 1919 окончательно покинул Россию и эмигрировал во Францию. В 1929 получил высшую докторскую степень за диссертацию, посвященную религиозной философии Я. Бёме. В 1930 - руководитель исследований в Практической школе (секция религиозных наук), с которой связал свою дальнейшую судьбу до конца жизни.

Одновременно с историей религиозной мысли углубленно занимался историей рус. Философии (работы о П.Я. Чаадаеве и И.В. Киреевском, а также труд "Философия и национальная проблема в России в начале XIX в."). В нач. 1930-х гг. Научные интересы К. Сосредоточились гл.обр. На истории науки. После опубликования "Этюдов о Галилее" (1939) К. Стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами. К. Разработал ряд методологических принципов, определивших новый способ видения и интерпретации научной мысли. Ему удалось придать истории науки теоретический характер путем выявления глубинных устойчивых структур сознания, определяющих возможность (или невозможность) возникновения и функционирования конкретных научных идей.

Основополагающим в исследованиях К. Является принцип единства научной, филос. И религиозной мысли. Др. Его основополагающая идея - требование представить ход научной мысли в ее творческой созидательной активности, для чего необходимо поместить изучаемые источники в интеллектуальный и духовный контекст эпохи, представив их в подлинном аутентичном значении и не пытаясь прояснить "темную и смутную" мысль наших предков путем перевода ее на современный язык. Существенное значение, по К., имеет также интегрирование в истории научной мысли способа, каким она осознавала себя, противопоставляя себя тому, что ей предшествовало. При этом К. Признавал необходимым изучать заблуждения и ошибки, поскольку они не менее поучительны, чем достижения.

К. Один из первых выдвинул идею некумулятивного развития науки и вопреки позитивистской историографии сумел показать, что развитие науки совершается в тесном единстве с философией и что великие научные революции всегда определялись переворотами или изменениями филос. Концепций. Так, математизацию в науке К. Объяснял победой платоновского рационализма и априоризма над аристотелевским эмпиризмом здравого смысла. Наиболее важной он считал научную революцию 16-17 вв., которая привела к глубокому преобразованию физики и астрономии. Основную линию становления новоевропейской науки К. Видел в отказе от антич. И средневекового понятия "космоса" и замене его понятием бесконечного и однородного пространства, а также в переходе от качественных и неточных понятий аристотелевской и средневековой физики к абстрактным идеализированным объектам математической физики Г.

Галилея и Р. Декарта. К. Оказал значительное влияние на развитие современных историко- научных исследований. Известная ограниченность его подхода к истории науки вызвана его интерналистской установкой, изолирующей науку от социально- экономических, технических и др. "внешних" факторов.Очерки истории философской мысли. М., 1985. Etudes Galileennes. Paris, 1939. Vol. 1-3. La Revolution astronomique. Copernic, Kepler, Borelli. Paris, 1961. Etudes Newtoniennes. Paris, 1968. B.C. Черняк.

Значения в других словарях
Козлов Алексей Александрович

(1831-1901) - русский философ и издатель. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета. Учительствовал (преподавал словесность), был поклонником учений Фейербаха и Ш. Фурье, увлекался революционными идеями, арестовывался. Затем занимался сельским хозяйством. В возрасте примерно 40 лет увлекся философскими учениями - Шопенгауэра, Канта, Э. Гартма-на. Особенно ценил Дюринга, считал его одним из корифеев современной немецкой философии. В 1875..

Коинцидентичность

(лат.) взаимное разрушение (см. Coincidentia oppositorum).. ..

Койре Александр

(1892—1964) — французский философ и историк науки русского происхождения. Лидер интернализма, объясняющего развитие науки имманентными самой науке интеллектуальными факторами. Занимался также историей русской философской мысли. Учился у Гуссерля, однако истоки его собственной концепции лежат в критически переосмысленных работах Брюнсвика и Мейерсона. По своим методологическим интенциям, некоторым тематизмам и проблемам философская позиция К. Близка идеям франкоязычного неореализма, основы которо..

Колаковский (Кolakowski) Лешек

(р. 1927) - пол. Философ. Изучал философию в ун- те Лодзи под руководством Т. Котарбиньского в 1945-1950. Проф. Философии в Варшавском ун-те до 1968, когда был смещен с заведования кафедрой по политическим мотивам. С 1969 преподает в ун-тах Монреаля, Беркли и Оксфорда.К. Является известным историком философии. Он исследовал философию Б. Спинозы, А. Бергсона, Э. Гуссерля, а также филос. Концепции 17-18 вв., связанные с Реформацией. Особо интересовали К. Филос. Направления антипозитивистской ориен..

Дополнительный поиск Койре (Кoyre) (наст, фамилия Койранский) Александр Койре (Кoyre) (наст, фамилия Койранский) Александр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Койре (Кoyre) (наст, фамилия Койранский) Александр" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Койре (Кoyre) (наст, фамилия Койранский) Александр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 50 символа