Колаковский (Кolakowski) Лешек

138

(р. 1927) - пол. Философ. Изучал философию в ун- те Лодзи под руководством Т. Котарбиньского в 1945-1950. Проф. Философии в Варшавском ун-те до 1968, когда был смещен с заведования кафедрой по политическим мотивам. С 1969 преподает в ун-тах Монреаля, Беркли и Оксфорда.К. Является известным историком философии. Он исследовал философию Б. Спинозы, А. Бергсона, Э. Гуссерля, а также филос. Концепции 17-18 вв., связанные с Реформацией. Особо интересовали К. Филос. Направления антипозитивистской ориентации, а также история оппозиции религиозной и политической ортодоксии. Пиком работы К. Как историка философии стал трехтомный труд "Главные течения марксизма", в котором было проанализировано развитие марксистской философии от времени К.

Маркса до сер. 20 в.Филос. Исследования К. Не ограничивались историей философии. Он интересовался тем, чем является философия и какое место она занимает в культуре. Свою филос. Деятельность К. Начинал как марксист. С самого начала у него были, однако, сомнения по различным проблемам. Он не соглашался со схематичной интерпретацией диалектического и исторического материализма, интересовался работами молодого Маркса, но вместе с тем полагал, что трудности истолкования марксизма удастся преодолеть без радикального пересмотра доктрины. Но со временем скептицизм К. В отношении возможностей марксистской философии возрастал. До 1966 он был членом коммунистической партии, позднее был исключен из нее и отстаивал явно ревизионистские идеи по поводу стандартным образом истолкованного марксизма.К.

Понимает философию как необходимую и интегральную часть культуры. Философия может быть продолжением или науки, или религии, или морали, или искусства. Так обстояло дело в ее истории. Философия была либо сциентистской, либо теологической, либо моралистической, либо эстетизирующей. Во всех случаях она являлась, однако, чем-то обособленным и мифологичным. К. Не разделяет ни один из этих односторонних подходов к философии, хотя сциентизм вызывает у него наибольшую неприязнь. По мысли К., философу предпочтительнее всего соотносить свои идеи со всем множеством проблем современных ему культуры и цивилизации. При этом философ должен играть роль обличителя, демистификатора, ибо в противном случае он постоянно будет превозносить существующий социальный порядок.

Одни философы освящают существующий порядок вещей, другие насмехаются над ним. Сам К. Предпочитает вторую роль, роль частично насмешника, а частично критика. Критически осмысленный опыт жизни в условиях тоталитарного коммунизма привел к тому, что К. Встал на позицию последовательной защиты ценностей, отстаиваемых либерально-демократической концепцией развития общества. Философия К. Оказалась явно синкретической. Он хочет сохранить культурное наследие Европы, включая как то, которое идет от христианства, так и то, которое восходит к Просвещению. Jednostka. Nieskoriczonosd. Wblnosi i antynomie wolnosci w filozofii Spinozy. Warszawa, 1958. Swiadomosd religijna i wiez spoleczna. Studia nad chrzescijaristwem bezwyznaniwym sedemnastego wieku.

Warszawa, 1965. Glowne mirty marksizmu. Pariz, 1976. Religion. If there is no God. Oxford, 1982.Я. Воленьский (Краков).

Значения в других словарях
Койре (Кoyre) (наст, фамилия Койранский) Александр

(1892-1964) - рус.-фр. Философ и историк науки. Род. В Таганроге, учился в гимназиях Тифлиса и Ростова- на-Дону. С ранней юности участвовал в революционном движении, после революции 1905 был арестован. В 1908 уехал в Париж изучать математику и философию. В 1909- 1911 - в Геттингене, где слушал лекции Э. Гуссерля и был активным участником феноменологического кружка. В Первую мировую войну воевал добровольцем сначала во фр., затем в рус. Армии, участвовал в Февральской революции. Октябрьский перев..

Койре Александр

(1892—1964) — французский философ и историк науки русского происхождения. Лидер интернализма, объясняющего развитие науки имманентными самой науке интеллектуальными факторами. Занимался также историей русской философской мысли. Учился у Гуссерля, однако истоки его собственной концепции лежат в критически переосмысленных работах Брюнсвика и Мейерсона. По своим методологическим интенциям, некоторым тематизмам и проблемам философская позиция К. Близка идеям франкоязычного неореализма, основы которо..

Количество

Филос. Категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. Показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от др. Их свойств. Поскольку количественная сторона мира стала прежде всего предметом исследования математики, то в дальнейшем филос. Представления о К. Св..

Количество Движения

См. Импульс.. ..

Дополнительный поиск Колаковский (Кolakowski) Лешек Колаковский (Кolakowski) Лешек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Колаковский (Кolakowski) Лешек" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Колаковский (Кolakowski) Лешек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 30 символа