Конт (Сomte) Огюст

107

(1798-1857) - фр. Философ, один из основоположников позитивизма и родоначальник социологии. В 1817-1822 был секретарем К.А. Сен- Симона, затем - экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Основные идеи философии позитивизма изложены им в сочинениях. "Курс положительной философии" (Т. 1-2, 1899-1900) и "Дух позитивной философии" (1910).Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, К. Пришел к убеждению, что человеческий интеллект проходит три стадии развития. На первой, теологической, стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений. Вторая, метафизическая, стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями и причинами, главной задачей на этой стадии является критика и разрушение теологических представлений и подготовка новой - позитивной, или научной, - стадии, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации.

Именно в пер. Пол. 19 в. Человечество, по мнению К., начало переход на третью стадию своего духовного развития. Отсюда вытекает негативное отношение К. К философии, характерное и для позитивизма в целом. Философия уже сыграла свою критическую роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. Этим же вызвана и его высокая оценка науки и научного подхода. Только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.В науке для К. Главным являются факты - твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки - собирать эти факты и систематизировать их. Миф, религия, философия стремились объяснять явления окружающего мира, указывая на некоторые сущности, лежащие за явлениями и порождающие их.

Религия видела в мире проявление божественной воли, философия искала причины чувственно воспринимаемых событий в сфере невоспринимаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагает К., как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой констатацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин. "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов. Другими словами, - в замене слова "почему" словом "как". Таким образом, основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки - описание. "Все здравомыслящие люди повторяют со времени Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения..."На место религиозно-философских рассуждений об обществе К.

Предложил поставить особую науку - социологию, которая должна дать позитивное знание о социальных процессах. По аналогии с механикой социология К. Разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую законы общественного развития. Эти законы, полагает К., столь же устойчивы, как и законы естественных наук, ибо они определяются неизменной человеческой природой. Поэтому, делает вывод К., люди не в силах изменить коренные тенденции общественного развития. Изменяемы и подвластны влиянию людей только темпы развития и отдельные, не слишком значительные аспекты жизни общества. Позитивные социальные науки способны открыть неизменные законы общественного развития и благодаря этому прогнозировать общественные изменения и даже сознательно воздействовать на них.К.

Был глубоко убежден в том, что именно наука в будущем станет главным фактором общественного прогресса. "Давайте, - призывал он, - не ввязываясь в ненужные дебаты, поставим позитивную философию в такое положение, чтобы она взяла на себя активную роль. Давайте же, завершая начатую Бэконом, Декартом и Галилеем гигантскую духовную работу, создадим систему всеобщих идей, которая в определенное время окажется для человеческого рода столь значимой, что революционный кризис, который ожидает цивилизованные народы, будет преодолен".Стремление К. Освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на очевидное надежное знание имело определенное историческое оправдание. Идеи фр. Просветителей 18 в. Привели в конечном итоге к революционному потрясению Франции и к кровавым наполеоновским войнам, длившимся почти четверть века.

Учение Г.В.Ф. Гегеля о том, что развитие природы обусловлено саморазвитием абсолютного духа, находилось в резком противоречии с научным подходом к изучению природы. Все это порождало подозрительное отношение ко всяким идеям, выходящим за пределы того, что доступно простому и надежному наблюдению. Это отношение и выразил в своей философии К. Именно поэтому позитивизм К. Получил широкое распространение в среде ученых. Правда, в самой Франции идеи К. Встретили прохладный прием, они нашли поддержку в Англии, где Л Спенсер и Дж.С. Милль обеспечили позитивизму широкую популярность.Курс положительной философии. СПб., 1899-1900. Т. 1 - 2. Дух позитивной философии. СПб., 1910. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998.А.Л.

Никифоров.

Значения в других словарях
Консциенциализм

(от лат. Conscientia – сознание) – точка зрения сознания, которая ограничивает действительное данным в сознании. В основном сводится к солипсизму, равнозначен также теоретико-познавательному идеализму.. ..

Конт

(Comte) Огюст (до 1818 имя К. — Исидор) (1798—1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. Шеститомный "Курс позитивной философии" (1830—1842). В 1816—1824 — секретарь Сен-Симона. По мысли К., позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом). В этом контексте ни философия, ни наука не имею..

Конт (Сonte) Опост

(род. 19 янв. 1798, Монпелье – ум. 5 сент. 1857, Париж) – франц. Философ, главный представитель позитивизма. Во взглядах на историю и социологию находился под сильным влиянием Сен-Симона, с которым его некоторое время объединяли узы дружбы. Конт отрицал всякую метафизику. Согласно его учению, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии. Теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явлени..

Контекст

(лат. Contextus - соединение, тесная связь) - квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц. К. Структурирует веер возможных аспектов грамматического значения того или иного слова или предложения, посредством чего задается определенность смысла языковых выражений в пределах данного текста. Вне К. Языковая еди..

Дополнительный поиск Конт (Сomte) Огюст Конт (Сomte) Огюст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конт (Сomte) Огюст" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конт (Сomte) Огюст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 18 символа