Конт (Сomte) Огюст
(1798-1857) - фр. Философ, один из основоположников позитивизма и родоначальник социологии. В 1817-1822 был секретарем К.А. Сен- Симона, затем - экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Основные идеи философии позитивизма изложены им в сочинениях. "Курс положительной философии" (Т. 1-2, 1899-1900) и "Дух позитивной философии" (1910).Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, К. Пришел к убеждению, что человеческий интеллект проходит три стадии развития. На первой, теологической, стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений. Вторая, метафизическая, стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями и причинами, главной задачей на этой стадии является критика и разрушение теологических представлений и подготовка новой - позитивной, или научной, - стадии, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации.
Именно в пер. Пол. 19 в. Человечество, по мнению К., начало переход на третью стадию своего духовного развития. Отсюда вытекает негативное отношение К. К философии, характерное и для позитивизма в целом. Философия уже сыграла свою критическую роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. Этим же вызвана и его высокая оценка науки и научного подхода. Только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.В науке для К. Главным являются факты - твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки - собирать эти факты и систематизировать их. Миф, религия, философия стремились объяснять явления окружающего мира, указывая на некоторые сущности, лежащие за явлениями и порождающие их.
Религия видела в мире проявление божественной воли, философия искала причины чувственно воспринимаемых событий в сфере невоспринимаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагает К., как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой констатацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин. "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов. Другими словами, - в замене слова "почему" словом "как". Таким образом, основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки - описание. "Все здравомыслящие люди повторяют со времени Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения..."На место религиозно-философских рассуждений об обществе К.
Предложил поставить особую науку - социологию, которая должна дать позитивное знание о социальных процессах. По аналогии с механикой социология К. Разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую законы общественного развития. Эти законы, полагает К., столь же устойчивы, как и законы естественных наук, ибо они определяются неизменной человеческой природой. Поэтому, делает вывод К., люди не в силах изменить коренные тенденции общественного развития. Изменяемы и подвластны влиянию людей только темпы развития и отдельные, не слишком значительные аспекты жизни общества. Позитивные социальные науки способны открыть неизменные законы общественного развития и благодаря этому прогнозировать общественные изменения и даже сознательно воздействовать на них.К.
Был глубоко убежден в том, что именно наука в будущем станет главным фактором общественного прогресса. "Давайте, - призывал он, - не ввязываясь в ненужные дебаты, поставим позитивную философию в такое положение, чтобы она взяла на себя активную роль. Давайте же, завершая начатую Бэконом, Декартом и Галилеем гигантскую духовную работу, создадим систему всеобщих идей, которая в определенное время окажется для человеческого рода столь значимой, что революционный кризис, который ожидает цивилизованные народы, будет преодолен".Стремление К. Освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на очевидное надежное знание имело определенное историческое оправдание. Идеи фр. Просветителей 18 в. Привели в конечном итоге к революционному потрясению Франции и к кровавым наполеоновским войнам, длившимся почти четверть века.
Учение Г.В.Ф. Гегеля о том, что развитие природы обусловлено саморазвитием абсолютного духа, находилось в резком противоречии с научным подходом к изучению природы. Все это порождало подозрительное отношение ко всяким идеям, выходящим за пределы того, что доступно простому и надежному наблюдению. Это отношение и выразил в своей философии К. Именно поэтому позитивизм К. Получил широкое распространение в среде ученых. Правда, в самой Франции идеи К. Встретили прохладный прием, они нашли поддержку в Англии, где Л Спенсер и Дж.С. Милль обеспечили позитивизму широкую популярность.Курс положительной философии. СПб., 1899-1900. Т. 1 - 2. Дух позитивной философии. СПб., 1910. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998.А.Л.
Никифоров.
Дополнительный поиск Конт (Сomte) Огюст
На нашем сайте Вы найдете значение "Конт (Сomte) Огюст" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конт (Сomte) Огюст, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 18 символа