Контекст Открытия И Контекст Обоснования

212

Два взаимосвязанных процесса научного исследования. С одной стороны, поиск и открытие новых истин в науке, с другой - их обоснование. Противопоставление данных контекстов возникло после того, как наука перешла от накопления, систематизации и обобщения фактического материала к теоретическому его анализу и объяснению. Раньше естествознание ограничивалось установлением простейших регулярностей в природе и открытием эмпирических законов, в дальнейшем для их объяснения необходимо было перейти к раскрытию более существенных и универсальных теоретических законов. Эмпирические законы можно открывать посредством наблюдений и экспериментов, используя методы индукции, поскольку они выражали инвариантные связи между наблюдаемыми свойствами вещей и явлений.

На этом основании родоначальник индуктивных методов Ф. Бэкон называл их логикой открытия. Однако с помощью этой логики нельзя открывать теоретические законы, ибо они являются законами о ненаблюдаемых объектах и потому не содержат эмпирических понятий. Практика научных исследований убедительно свидетельствовала о верности этого тезиса. В связи с этим происходит коренной пересмотр прежних представлений о процессе научного исследования и начинается критика возможности существования особой логики открытия. В эмпирических науках вместо индуктивной логики, ориентирующейся на открытие новых научных истин, с сер. 19 в. Все настойчивее выдвигается дедуктивная логика для обоснования существующих догадок, предположений и гипотез, все большее распространение получает гипотетико-дедуктивная модель анализа структуры научного исследования.

Согласно этой модели, проблема генезиса, или происхождения, гипотез, способов их получения или формирования не имеют никакого отношения к методологии и философии науки. Ее задача ограничивается лишь логическим обоснованием результатов научного исследования. В неопозитивистской философии такое резкое противопоставление К.от. И К.об. Обосновывал Г. Рейхенбах. "Акт открытия не поддается логическому анализу. Не дело логика объяснять научные открытия. Все, что он может сделать, - это анализировать отношения между фактами и теорией. Я ввожу термины контекст открытия и контекст обоснования, чтобы провести это различие. Поэтому мы должны сказать, что эпистемология занимается только рассмотрением контекста обоснования". Глава школы критического рационализма К.

Поппер, хотя и критиковал некоторые идеи неопозитивистов, но разделял их мнение, что философия науки должна заниматься не анализом процесса открытия новых идей и гипотез, а исключительно их обоснованием. "Вопрос о путях, по которым новая идея - будь то музыкальная тема, драматургический конфликт или научная теория - приходит человеку, может представлять существенный интерес для эмпирической психологии, но он совершенно не относится к логическому анализу научного знания".В последние годы 20 в. Гипотетико-дедуктивная модель научного познания и основанное на ней противопоставление открытия обоснованию подверглись резкой критике. Многие ученые справедливо отмечают, что эта модель дает возможность анализировать только готовые результаты научного исследования.

Недостаток ее в том, что она, хотя и дает основания для принятия гипотезы, но не показывает, каким путем к ней приходят. Обычные ссылки на интуицию, талант и опыт ученого, конечно, необходимы для понимания новых открытий в науке, но это вовсе не означает, что размышления, которые приводят к таким открытиям, базируются на нерациональных основаниях. Задача философии науки - выявить эти рациональные основания.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Reichenbach H. Experience and Prediction. Chicago, 1938.Г.И. Рузавин.

Значения в других словарях
Конт (Сonte) Опост

(род. 19 янв. 1798, Монпелье – ум. 5 сент. 1857, Париж) – франц. Философ, главный представитель позитивизма. Во взглядах на историю и социологию находился под сильным влиянием Сен-Симона, с которым его некоторое время объединяли узы дружбы. Конт отрицал всякую метафизику. Согласно его учению, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии. Теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явлени..

Контекст

(лат. Contextus - соединение, тесная связь) - квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц. К. Структурирует веер возможных аспектов грамматического значения того или иного слова или предложения, посредством чего задается определенность смысла языковых выражений в пределах данного текста. Вне К. Языковая еди..

Контемпляция

(лат.) – наблюдение, зрительное погружение при отключении всей воли (см. Созерцание). В частности, у мистиков это – созерцание божественного в зеркале собственного внутреннего и одновременно открывание сверхчувственной глубины реальности. Контемплятивный – склонный к созерцательности, зрительному познанию.. ..

Контигуитивность

(лат.) примыкание, касание.. ..

Дополнительный поиск Контекст Открытия И Контекст Обоснования Контекст Открытия И Контекст Обоснования

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Контекст Открытия И Контекст Обоснования" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Контекст Открытия И Контекст Обоснования, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 40 символа