Космос
(греч. Kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности. Ба- зовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. Являются. 1) оформленность как конфигурированная определенность облика. 2) дифференцированность, т.е. Выделенность и конституированность составных частей. 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов. 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера. 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа "нуса" или "логоса" в античной философии).
Что обусловливает такие характеристики К., как. 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. Общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. Как "прекраснейшей гармонии" у Гераклита, тезис Платона о том, что "К. — прекраснейшая из возможных вещей" и т.п.). Данное свойство К. Мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. В этом контексте нередко мыслился в качестве сферического. Рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия.
Идея "гармонии сфер" у Пифагора, семантическая структура "равного себе самому отовсюду" Спайроса как исходного состояния К. У Эмпедокла и др. 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной "меры" (порядка, принципа) К. 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. На основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. Антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции "Хаос — К." функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих. А) морфологическое соотношение.
К. Противостоит "безвидному" (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. Наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм). Б) субстратное соотношение. К. Возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. Подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку. В) пространственное соотношение. Как правило, в мифологичерких представлениях К. Ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых ("три шага Вишну"), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К.
Как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука. Тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа). Г) временное соотношение. К. Генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов — от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. В сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла.
От семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. На элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, — до фундаментальной парадигмы русского космизма конца 19 — начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. Настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см.
Космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. Выступает в качестве аргумента), а понятие "К." прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие "К." радикально переосмыслено с точки зрения его статуса. Идея мира как К. Понята в качестве одной из "метанарраций" (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом "корня" (мир как ветвящееся дерево). Центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает "книга как духовная ре- альность в образе Дерева или Корня" (Делез и Гваттари), что порождает представление о К.
Как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей "заката метанарраций", постольку идея мира как К. Утрачивает свои позиции ("мир потерял свой стержень" — Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии. Любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие "К." замещается в постмодернизме понятием "Хаосмоса" — понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям "перформанса" (Хомский).
Правильность как проявление порядка К. Сменяется порядками правил игры. "Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира. Хаосмос-корешок занял место мира корня" (Делез и Гваттари).М.А. Можейко.
Дополнительный поиск Космос
На нашем сайте Вы найдете значение "Космос" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Космос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа