Котарбиньский (Кotarbinski) Тадеуш

124

(1886-1981) -пол. Философ. Учился во Львове под руководством К. Твардовского. В 1918 стал проф. Философии Варшавского ун-та и оставался в этой должности до 1960, т.е. До выхода на пенсию. После Второй мировой войны был также проф. И ректором ун-та в Лодзи. Был президентом Польской академии наук (1957-1962).К. - один из наиболее видных представителей львовско-варшавской школы. Занимался едва ли не всеми разделами философии, от логики до этики. Создал праксеологию, общую теорию успешного действия. В онтологии К. Отстаивал реизм (его предшественниками здесь были Г.В. Лейбниц и Ф. Брентано). Согласно реизму, индивидуальные вещи являются единственными элементами действительности. Существуют единичные вещи и только они. Реизм является. А) конкретизмом (то, что существует, есть индивид.

Номинализм), б) пансоматизмом (существуют только тела) и в) материализмом (тела являются материальными). Реизм является также семантическим тезисом, гласящим, что только такие высказывания осмысленны, которые содержат (помимо логических постоянных) лишь имена вещей или допускают преобразование в высказывания о вещах. Реизм гласит, что не существует абстрактных объектов. Свойств, отношений или событий. Использование имен абстрактных объектов грозит ошибкой гипостазирования, т.е. Допущением существования объектов, отличных от вещей, а это, в свою очередь, ведет к разнообразным филос. Псевдопроблемам и бесплодным спорам. Реистический язык является не только теоретически корректным, но и предохраняет от филос. Спекуляции.

Реизм использовал логические идеи С. Лесневского, прежде всего номиналистическое исчисление имен. Реизм подобен физикализму логического эмпиризма.В теории познания К. Отстаивал радикальный реализм. Согласно такому подходу, познание имеет непосредственный характер (радикальный реализм является непосредственным реализмом), в частности, не существует никаких чувственных данных или психических содержаний. Познание основывается на усвоении чего-то материального посредством материального человеческого тела, наделенного определенными предрасположениями. В аксиологии К. Занимал позицию практического реализма, суть которой передает принцип. Только такие цели поставлены хорошо, которые поддаются реализации. На этой основе была развита праксеология.

Однако указанным образом понимаемый практический реализм недостаточен для этики, поскольку реально цели могут быть как достойными, так и недостойными. Поэтому К. Предложил также особую концепцию этики, а именно идею независимой этики. Она независима от религии (отсюда само название "независимая этика") и опирается на принцип заботливого опекунства. Заботливым опекуном является тот, на кого можно положиться в любой ситуации. Коротко говоря, философия К. Основывается на реализме трех типов. Реизме, радикальном реализме и практическом реализме. Последний дополняется независимой этикой.Избр. Произв. М., 1963. Elementy teorii poznania, logiki formalnej i metodologii nauke. Lwow, 1929 (англ. Пер. -1966). Traktat о dobrej rabote.

Warszawa, 1955 (англ. Пер. -1965). Pisma wybrane. Warszawa, 1957-1958. Logic, Semantic, and Ontology. Dordrecht, 1991.Я. Воленъский (Краков).

Значения в других словарях
Космос

(греч. Kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности. Ба- зовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. Являются. 1) оформленность как конфигурированная определенность облика. 2) дифференцированность, т.е. Выделенность и конституированность составных частей. 3) структурность как..

Космотеизм

(греч.) – учение, согласно которому Бог и мир сливаются воедино.. ..

Коффка (Кoffka) Курт

(род. 18 марта 1886, Берлин – ум. Нояб. 1941, США) нем.-амер. Психолог. С 1927 – профессор Смит-колледжа в Нортхеймтоне (Массачусетс). Один из основателей гештальтпсихологии (см. Гешталъттеория), способствовавший ее международному распространению. Рассматривал даже мыслительные функции как наглядный «гештальт мысли». Осн. Произв. «Die Grundlagen der psychischen Entwicklung», 1921. «Principles of Gestalt Psychology», 1935.. ..

Кохлевский Петр

(кон. 16 в. - 1647) - гуманист, политический и религиозный деятель Великого княжества Литовского. Получил хорошее образование, был высококвалифицированным юристом. В молодости служил при дворе Криштофа Радзивила. Участник нескольких войн. Кальвинист. Известен сочинением "Предостережение и напоминание братьям-евангелистам", в котором резко выступил против контрреформации. Главными виновниками упадка культурной жизни и просветительства в Великом княжестве Литовском считал католическое духовенство ..

Дополнительный поиск Котарбиньский (Кotarbinski) Тадеуш Котарбиньский (Кotarbinski) Тадеуш

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Котарбиньский (Кotarbinski) Тадеуш" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Котарбиньский (Кotarbinski) Тадеуш, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 34 символа