Кропоткин Петр Алексеевич
(1842-1926) - рус. Революционер, географ, социолог, теоретик анархизма. Род. В родовитой княжеской семье. В 1862 окончил кадетский (пажеский) корпус, служил в Сибири, затем учился на физико-математическом факультете Петербургского ун-та, специализировался в географии и геологии. В 1872 в Швейцарии вошел в контакте Юрской федерацией I Интернационала, находившейся под влиянием М.А. Бакунина, стал убежденным анархо-коммунистом. С 1876 по лето 1917 - в эмиграции.Хотя К. Принадлежит ряд специальных научных работ по узким естественно-научным темам, "чистым" академическим ученым он никогда не был. С ранней молодости для него базовыми стали ценностные, этические установки. Он разделял принцип антропоцентризма, включавший, однако, помимо идеи "великого целого Я", также идею определения Я через некоторое Ты.
В отличие от анархистов-индивидуалистов был идеологом коллективистской концепции анархо-коммунизма. Анархическому мировоззрению, по К., соответствует "синтетическая философия", охватывающая все явления природы и общества. Его философия опирается на механическое (а именно кинетическое, т.е. Находящееся в постоянном движении) понимание всех явлений, ее методом является индуктивный метод естественных наук. Анархизм как мировоззрение стремится к положительному знанию, которое не занимается, в отличие от метафизической философии, ни "основными началами", ни "субстанциями", ограничиваясь установлением законов явлений. Согласно К., миросозерцание анархизма возвращается к "здравой философии природы", находившейся в пренебрежении со времен Др.
Греции до Ф. Бэкона, но строится на данных современной науки, в частности на принципе неуничтожимости энергии. Жизнь Вселенной должна пониматься как непрерывная, бесконечная цепь превращений энергии. В мире нет ничего таинственного. Неразрывная связь между неорганическим и органическим мирами проявляется в том, что вещество во Вселенной есть нечто живущее и проходящее те же циклы развития и разложения, что и живые существа. Сам анархизм, по К., представляет собой одно из многочисленных проявлений эволюции мироздания. Само мироздание и наука о нем, считал он, построены как бы по анархическим принципам децентрализации и федерации индивидуальных элементов.В сфере социологии К. Был сторонником плюрализма факторов социального развития, из которых главным он считал географический.
В противовес социал-дарвинизму с его законом "взаимной борьбы" К. Выдвигал "закон взаимопомощи" как главный двигатель прогресса. Исходным пунктом этического учения К. Была идея естественного происхождения нравственности из природы, но главным в "реалистической этике" он считал все-таки определение моральных целей. Основу нравственности, по К., составляют три элемента. Инстинкт общительности, или солидарности, понятие справедливости и нравственное чувство, сходное с принципом альтруизма.Собр. Соч. СПб., 1906-1907. Т. 1,4, 5, 7. Собр. Соч. М., 1918-1919. Т. 1-2.Пирумова Н.М. П.А. Кропоткин. М., 1972. Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1997. Т. 1-2..
Дополнительный поиск Кропоткин Петр Алексеевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Кропоткин Петр Алексеевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кропоткин Петр Алексеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 25 символа