Кумарила Бхатта
(санскр. Kumarila Bhatta) - наиболее значительный и влиятельный философ мимансы, основатель одной из двух ее основных школ, сыгравший первостепенную роль в ренессансе раннесредневекового индуизма и в вытеснении буддизма из Индии. К.Б. - постоянный оппонент др. Ведущего мимансака, его современника Прабхакары. Деятельность К.Б. Приходится на 7 в., местом его рождения считается Юж. Индия. К.Б. Принадлежат четыре сочинения - стихотворные комментарии к "Мимансасутра-бхашье" Шабарасвамина. "Шлокаварттика" ("Истолкование в стихах") первой части I раздела "Мимансасутра- бхашьи" - капитальный труд в 25 главах. "Тантраварттика" ("Истолкование учения") и "Туптика" ("Золотое истолкование") - представляют собой стихотворные комментарии к "Мимансасутра-бхашье".
Первый охватывает первые три раздела сутр мимансы, второй - девять остальных. К.Б. Отстаивает безначальность Вед, которая гарантирует их истинность, приводит новые обоснования в пользу "природного" характера связи между словом и референтом, анализирует значение предложения. К.Б. Подвергает критике основные доктрины буддистов, в т.ч. Учение о мгновенности сущего (как отрицающее причинность), а также теорию значений слов как отрицаний др. Значений и отождествление средства и результата познания (см. Дигнага). В противовес най-яикам, отстаивавшим опосредованный критерий истины (логическая верификация), К.Б. Настаивает на ее самодостоверности (уверенность в истине не требует никаких "внешних" обоснований). Вопреки вайшешикам, видевшим в соотношении универсалии и конкретного предмета реляцию присущности, он предлагает считать здесь актуальным отношение тождества-в-раз-личии.
Однако многое К.Б. И заимствует у вайшешиков - прежде всего их категориальную систему (см. "Падартхадхармасанграха"). К.Б. Разрабатывает учение о двух ступенях восприятия - первоначального отражения и конкретной перцепции, включающей номинацию объекта, - снова вопреки буддистам, проложившим между чувственным и дискурсивным познанием непроходимый ров. Восприятие мира дает в принципе правильную его картину, которая не отменяется ошибками, являющимися результатом лишь некорректных субъектно-предикативных реляций. Ни один источник знания, по К.Б., не позволяет убедиться в существовании Божества (атомы могут "собираться" в протяженные тела и без его участия - действием автономного закона кармы), но все они позволяют обосновать существование Атмана как необходимого субстрата внутренних состояний и действий.
К.Б. Демонстрирует, вопреки своему фундаментализму, и относительно "широкий подход". Сама широта разномнений является полезной для поисков истины, выявляемой в сопоставлении различных воззрений.Дхарма - это набор правил, которые изложены в священных текстах и рассматриваются в зависимости от времени, места и особых условий, т.е. Контекстно, а потому не могут быть дедуцированы из общезначимых предписаний. Над священными текстами нет стороннего арбитража, даже в виде общезначимых норм типа императива невреждения-ахимсы (в перспективе которых ведийский ритуализм подвергался критике джайнами, буддистами и санкхьяиками) потому, что эти тексты являются "источником дхармического сознания". Обет бодхисаттвы, при всей его "этичности", есть лишь самообман и нарушение дхармы.
Вместе с тем К.Б., как последовательный апологет ведизма, пытается показать, что даже эти ложные учения имеют истоки в Ведах. Сама идея ахимсы прослеживается в ведийских предписаниях, а буддисты с джайнами, как неблагодарные дети добродетельных родителей, не признают их заслуг и расхищают их наследие.К.Б. Написал также "Брихаттику" ("Великий комментарий"), фрагменты которого цитируются в "Таттвасанграхе" буддиста-виджнянавадина Шантарак-шиты (VIII в.). К.б. - основатель влиятельнейшего направления в мимансе, школы "бхаттов". D'Sa F.X. Sabdapramanyam in Sabara and Kumarila. Vienne, 1980. B.K. Шохин.
Дополнительный поиск Кумарила Бхатта
На нашем сайте Вы найдете значение "Кумарила Бхатта" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кумарила Бхатта, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа