Кумарила Бхатта

105

(санскр. Kumarila Bhatta) - наиболее значительный и влиятельный философ мимансы, основатель одной из двух ее основных школ, сыгравший первостепенную роль в ренессансе раннесредневекового индуизма и в вытеснении буддизма из Индии. К.Б. - постоянный оппонент др. Ведущего мимансака, его современника Прабхакары. Деятельность К.Б. Приходится на 7 в., местом его рождения считается Юж. Индия. К.Б. Принадлежат четыре сочинения - стихотворные комментарии к "Мимансасутра-бхашье" Шабарасвамина. "Шлокаварттика" ("Истолкование в стихах") первой части I раздела "Мимансасутра- бхашьи" - капитальный труд в 25 главах. "Тантраварттика" ("Истолкование учения") и "Туптика" ("Золотое истолкование") - представляют собой стихотворные комментарии к "Мимансасутра-бхашье".

Первый охватывает первые три раздела сутр мимансы, второй - девять остальных. К.Б. Отстаивает безначальность Вед, которая гарантирует их истинность, приводит новые обоснования в пользу "природного" характера связи между словом и референтом, анализирует значение предложения. К.Б. Подвергает критике основные доктрины буддистов, в т.ч. Учение о мгновенности сущего (как отрицающее причинность), а также теорию значений слов как отрицаний др. Значений и отождествление средства и результата познания (см. Дигнага). В противовес най-яикам, отстаивавшим опосредованный критерий истины (логическая верификация), К.Б. Настаивает на ее самодостоверности (уверенность в истине не требует никаких "внешних" обоснований). Вопреки вайшешикам, видевшим в соотношении универсалии и конкретного предмета реляцию присущности, он предлагает считать здесь актуальным отношение тождества-в-раз-личии.

Однако многое К.Б. И заимствует у вайшешиков - прежде всего их категориальную систему (см. "Падартхадхармасанграха"). К.Б. Разрабатывает учение о двух ступенях восприятия - первоначального отражения и конкретной перцепции, включающей номинацию объекта, - снова вопреки буддистам, проложившим между чувственным и дискурсивным познанием непроходимый ров. Восприятие мира дает в принципе правильную его картину, которая не отменяется ошибками, являющимися результатом лишь некорректных субъектно-предикативных реляций. Ни один источник знания, по К.Б., не позволяет убедиться в существовании Божества (атомы могут "собираться" в протяженные тела и без его участия - действием автономного закона кармы), но все они позволяют обосновать существование Атмана как необходимого субстрата внутренних состояний и действий.

К.Б. Демонстрирует, вопреки своему фундаментализму, и относительно "широкий подход". Сама широта разномнений является полезной для поисков истины, выявляемой в сопоставлении различных воззрений.Дхарма - это набор правил, которые изложены в священных текстах и рассматриваются в зависимости от времени, места и особых условий, т.е. Контекстно, а потому не могут быть дедуцированы из общезначимых предписаний. Над священными текстами нет стороннего арбитража, даже в виде общезначимых норм типа императива невреждения-ахимсы (в перспективе которых ведийский ритуализм подвергался критике джайнами, буддистами и санкхьяиками) потому, что эти тексты являются "источником дхармического сознания". Обет бодхисаттвы, при всей его "этичности", есть лишь самообман и нарушение дхармы.

Вместе с тем К.Б., как последовательный апологет ведизма, пытается показать, что даже эти ложные учения имеют истоки в Ведах. Сама идея ахимсы прослеживается в ведийских предписаниях, а буддисты с джайнами, как неблагодарные дети добродетельных родителей, не признают их заслуг и расхищают их наследие.К.Б. Написал также "Брихаттику" ("Великий комментарий"), фрагменты которого цитируются в "Таттвасанграхе" буддиста-виджнянавадина Шантарак-шиты (VIII в.). К.б. - основатель влиятельнейшего направления в мимансе, школы "бхаттов". D'Sa F.X. Sabdapramanyam in Sabara and Kumarila. Vienne, 1980. B.K. Шохин.

Значения в других словарях
Кумарила Бхатта

КУМАРИЛА БХАТТА (ок. 7 - нач. 8 в.) - индийский философ и религиозный деятель одного из двух основных направлений религиозно-философской школы миманса.. ..

Культуры Социология

Применение методов социологии к объяснению развития и функций культуры, причем предполагается, что в основе культуры лежат формы общности человеческих групп, ее носителей.. ..

Культуры Философия

Совокупность попыток философского объяснения явления культуры, его расчленения на ряд областей, объяснения законов его структуры, соподчинения между частями этого явления и определения его ценности. Поскольку культура вообще существует лишь в истории или как история, то философия культуры во многом совпадает с философией истории и часто даже идентична с ней. По сути дела, философия культуры (сам термин появился лишь в начале 20 в.) начинается с досократиков, с различения того, что «от природы», ..

Кумберленд (Сumberland) Ричард

(род. 15 июля 1631, Лондон – ум. 9 окт. 1718, Питерборо) – англ, философ, епископ англиканской церкви. В противоположность Гоббсу считал движущей силой человеческого поведения не эгоизм, а дарованную Богом склонность к деятельному проявлению воли. Высшей этической задачей считал содействие всеобщему благоденствию. Осн. Произв. – «De legibus naturae», 1672.. ..

Кумулятивизм

(от лат. Cumulatio - увеличение, скопление) - общая для ряда направлений в логике, методологии и философии науки эпистемологическая модель роста научного знания, согласно которой эволюция науки сводится к постепенному непрерывному накоплению абсолютно достоверных, непроблематичных (или высоковероятных) атомарных истин (теорий). Впервые кумулятивистскую модель роста научного знания выдвинул Г. Галилей, который считал, что по своему достоверному содержанию человеческое познание равно божественному..

Кумарила Бхатта

(VII в.) - виднейший философ мимансы и основатель одной из двух ее подшкол. Автор пространного комментария в 3 частях на "Миманса-сутры" и первичный комментарий Шабары. Первая, философски значимая часть этого труда, составленная в стихах, называется "Шлокаварттика" и посвящена большей частью ожесточенной гносеологич. Полемике с буддийской логикой и мадхьямикой. Невосприятие и подразумевание обосновываются здесь как источники верного знания, утверждается нетварность и непогрешимость Вед и др. См...

Дополнительный поиск Кумарила Бхатта Кумарила Бхатта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кумарила Бхатта" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кумарила Бхатта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 15 символа