Лессинг Готхольд Эфраим

84

(1729-1781) - нем. Писатель, публицист, критик, теоретик искусства. Один из лидеров нем. Просвещения, родоначальник нем. Классической литературы. Изучал богословие и медицину в Лейпцигском и Виттенбергском ун-тах. Отказался от духовной и академической карьеры. Дебютировал как литературный и театральный критик в газ. "Фоссише Цайтунг" (1751-1755). Издавал "Театральную библиотеку" (1754-1758) и жур. "Гамбургская драматургия" (1767-1769). Автор драм, множества стихотворений, басен и эпиграмм. Окончил жизнь в должности библиотекаря брауншвейгского герцога.Филос. Аспекты творчества Л. Связаны с его критикой вольфианства. Во фрагменте "О действительности вещей вне Бога" (1763) Л. Противопоставил креационистскому теизму школы X. Вольфа и деизму фр.

Просветителей монистическую метафизику Б. Спинозы. В трактате "Воспитание человеческого рода" (1775-1780) выступил как убежденный сторонник исторического подхода к осмыслению религии. Язычество, иудаизм и христианство истолкованы здесь как три сменяющие друг друга фазы в историческом становлении естественной религии. Религиозное развитие человечества телеологически направлено к максимально полному раскрытию в грядущую эпоху всеобщего просвещения моральной сущности человека в общечеловеческих нормах нравственности. Идеал просвещенной веротерпимости Л. Воплотил в образе Натана в филос. Драме "Натан Мудрый". Вложенная в его уста "притча о кольцах" представляет монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам) как равноправные версии естественной религии.

Правомерность исторической критики религиозных доктрин Л. Отстаивал в полемическом соч. "Анти-Гец" (1778).Особое место в наследии Л. Занимает эстетический трактат "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии" (1766), в котором на примере анализа позднеантичной скульптуры обсуждаются актуальные вопросы современной Л. Художественной практики. Соотношение визуальной и вербальной выразительности, интерпретация понятия "подражание", место безобразного в искусстве, проблема художественного времени. Согласно Л., средства выражения в живописи и поэзии точно соответствуют выражаемым предметам. Первая есть изображение тел в пространстве, вторая - действий во времени (из этого различия выводится различие нормативных общеэстетических требований к живописцу и поэту).

Л. Подчеркивал динамический характер подражания, творческую роль воображения в восприятии произведений искусства.Идеи Л. Оказали значительное влияние на движение "Буря и натиск", на духовное развитие И. Канта, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, И.Г. Гердера. В романтическую эпоху историзм Л. Был переосмыслен Ф. Шлегелем. Werke. Leipzig. 1955. Bd 1-6. В рус. Пер. Собр. Соч. 2-е изд. СПб., 1904. Т. 1- 10.Фишер К. Г.Э. Лессинг как преобразователь немецкой литературы. М., 1882. Leisegang H. Lessings Weltanschauung. Jena, 1931. Rilla P. Lessing und sein Zeitalter. Berlin, 1958. Mann O. Lessing. Sein und Leistung. Hamburg, 1961..

Значения в других словарях
Лессинг Готхольд Эфраим

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760—65 секретарь губе..

Лессинг Готхольд Эфраим

(Lessing, Gotthold Ephraim)ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ. Портрет работы Г.Мая (1768).(1729-1781), критик и драматург. В Германии 18 в. Вместе с И.В.Гете и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанн..

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим

(1729— 1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. Явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767—1768) Л. ..

Лессинг (Lessing) Теодор

(род. 8 февр. 1872, Ганновер – ум. 30 авг. 1933, Мариенбад. Убит) – писатель и философ. Прагматист, близко стоявший к социализму. Защищал рационалистический пессимизм в области культуры («Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen», 1919) и выступал за равноправие женщин, уничтожение официально разрешенной проституции, за мирное соглашение между народами. Осн. Произв. «Wertaxiomatische Studien», 1908. «Europa und Asien», 1919. «Prinzipien der Charakterologie», 1926.. ..

Лжец

– название приписываемого Евбулиду софизма. «Если некто – лжец и при этом он говорит, что лжет, – значит он лжет и одновременно говорит правду».. ..

Лжеца Парадокс

Один из наиболее известных логических парадоксов. В простейшем его варианте человек произносит одну фразу. "Я лгу". Или. "Это высказывание ложно". Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду и, значит, сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то его высказывание ложно. Оказывается, т.о., что, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот.Традиционная лаконичная формулировка парадокса гласит. Если лгущий говорит, ..

Дополнительный поиск Лессинг Готхольд Эфраим Лессинг Готхольд Эфраим

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лессинг Готхольд Эфраим" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лессинг Готхольд Эфраим, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 23 символа