Пифагореизм

129

— 1) направление духовной жизни, существовавшее на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с 6 в. До н.э., и прошедшее в своем развитии ряд этапов. 2) философская школа, получившая свое название по имени ее лидера Пифагора (см. Пифагор). Особенностью П. Как особой философской школы было. А) возникновение ее как специфического духовного братства или религиозного ордена, подчиненного жестким правилам общежития и поведения. Б) учение П. Выступало как тайна, знать которую было позволено лишь посвященным и разглашение которой запрещалось. После того как пифагореец Филолай — современник Сократа — опубликовал некоторые тексты П., сторонники этой школы обнародовали из-за нужды еще три книги. Разработанная в П. Программа изучения рациональных оснований природы предусматривала активное применение математики.

В П. Впервые под сущностью стали понимать умопостигаемую природу. Такой нечувственной сущностью, субстанцией всех вещей и было названо число. По Гегелю, за определением числа в П., как и за определением идеи у Платона, скрывается определение "спекулятивного понятия" как основного инструмента философского познания. В П. Возможно выделить две большие основные составляющие. Практический (пифагорейский) образ жизни и совокупность теоретических учений. В религии П. Наиболее важны обрядовая сторона (на основе которой душевному состоянию адепта задавалось необходимое направление) и верования (с возможностью существования вариантов трактования). Специфика религиозных представлений о судьбе души и природе в П. Душа — божественное существо, заключенное в телесную оболочку в наказание за предыдущие прегрешения.

Последняя цель земного существования — высвобождение души из собственной телесной оболочки и не допущение ее в другую телесную оболочку (якобы совершаемое после завершения цикла земного существования). Путь достижения этой цели — строгое выполнение кодекса морали пифагорейского образа жизни. Регламентирующие предписания П. Придавали определяющее значение занятиям наукой и музыкой. Научные концепции, мистика и мифорелигиозные представления П. Излагались в оболочках изречений оракула (Пифагора), которым придавался скрытый смысл божественного откровения. "Бог — это число чисел", "Числу же все подобно", "Число есть сущность всех вещей" и т.д. Объекты математики (в основном, первые числа натурального ряда) были основополагающими универсальными объектами теоретического познания в П.

И рассматривались как первосущность мира, к которой редуцировались не только математические построения, но и все многообразие внешнего мира (физические, этические и социально-религиозные понятия в П. Имели математическую "окраску"). Математика стала неотъемлемой составляющей религии П., средством очищения души и достижения бессмертия. Математике отводилось такое место в мировоззренческой системе, что она в П. Фактически была философией. Аристотель писал, что у чисел пифагорейцы "...усматривали (так им казалось), много сходного с тем, что существует и возникает, — больше, чем в огне, земле и воде (например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то — душа и ум, другое — удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же).

Так как далее они видели, что свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах, так как, следовательно, им казалось, что все остальное по природе своей уподобляемо числам и что числа — первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего и что все небо есть гармония и число...". Аристотель также объяснял причины появления концепции математики П. (видя их, однако, только в пределах самой математики). "...Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их началами всех вещей...". Числа изначально мыслились имеющими пространственную величину, позднее же — идеальными началами.

Осмысление мира в понятиях чисел и их соотношений привело к признанию закономерности бытия (что было связано с изучением абстрактных свойств чисел и геометрических фигур). Но так как при этом числабыли признаны не только выражениями закономерного порядка, но чисто идеальными началами и основой материального мира, то П. Фактически стал мистикой чисел, тесно связанной с орфическими учениями о переселении душ, о бессмертии и средствах спасения (очищения) души и др. Первой характеристикой сущности в П. Является неарифметическая Единица — чистое равенство и единство вообще. Единица в П. — всеобщая сущность, являющаяся формой всех вещей и деятельным началом, предмет "мысли" в гносеологии П. Посредством причастности к Единице через "подражание", всякая вещь делается равной самой себе, т.е.

"Одной". Вторая характеристика сущности — Двоица — чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковая, предмет "науки" в гносеологии П. Двоица — пассивная категория — получается из прибавления Единицы к самой себе, когда Единица полагается в качестве неравной себе (отличной от себя). Единица и Двоица в П. — основные характеристики сущности, поэтому они суть всеобщие способы существования вещей. Единица и Двоица лежат в основе 10 главных противоположностей, образующих таблицу парных категорий. Доброе и злое, единство и множество, квадрат и параллелограмм, мужское и женское, нечетное и четное, покоящееся и движущееся, правое и левое, предел и бесконечное, прямое и кривое, свет и тьма. К этой таблице, по учениям П., возможно свести любое определение вещи.

Третья характеристика сущности в П. — Троица, в которой Единица достигает своей реальности и своего завершения — получается из целостности единого и множественного, когда Единица образует единство с неопределенным множеством Двоицы. Вселенная и все вещи определены через Троицу, предмет "мнения" ("число плоскости") в гносеологии П., ибо любая вещь причастна равному и неравному, единому и многому. Четвертая характеристика сущности — Четверица — возникает из удвоения чистого различия Двоицы. В Четверице, предмете "чувственного ощущения" ("числе телесного") в гносеологии П., Троица находит свое телесное воплощение. Числа 1, 2, 3 и 4 образовывали Тетрактис. Вступительная клятва в П. Гласила. "...Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам.

В ней источник и корни вечно цветущей Природы...". В П. Природа состояла из "четверок". Четырех геометрических элементов (точка, линия, поверхность, тело) и четырех материальных элементов (земля, воздух, огонь, вода), игравших важную роль в учении Платона. Четыре числа, входящие в Тет- рактис, в сумме дают 10, поэтому "десять" в П. Было провозглашено идеальным числом, символом всего мира. Число в П., как реальная сущность всего сущего, насчитывало три измерения. Математическое, музыкально-акустическое и астрономическое. Музыкально-акустическое измерение числа в П. Провозглашено через открытие математических характеристик музыкальных соотношений. Астрономическое измерение связано с космологией П., где Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер — неподвижные звезды, пять неизвестных в то время планет, Солнце, Луна, Земля и невидимая "Анти-Земля", лежащая по другую сторону от Центрального Огня (стража Зевса), находящегося в центре Вселенной.

Вокруг него обращаются все сферы и Земля. Каждая сфера, вследствие ее определения числом, издает только ей свойственное звучание, в результате чего Космос является Гармоническим Мировым Хором (см. Гармония сфер). Пифагореец Филолай (5 в. До н.э.) писал. "...Если бы ни число и его природа, ничто существовавшее нельзя было бы постичь ни само по себе, ни в его отношении к другим вещам. Мощь числа проявляется. Не только в деяниях демонов и богов, но и во всех поступках и помыслах людей, во всех ремеслах и музыке...". Круговорот вещества во Вселенной, куда включалась человеческая душа, также характеризовался числом. За сущностью (душой) человека усматривалось самодвижущееся число, из чего вырастало учение П. Об индивидуальном бессмертии и переселении душ.

П. Просуществовал до второй половины 4 в. До н.э. (Филолай, Архит Тарентский, Еврит, Алкмеон), затем слился с платонизмом. В 1 в. До н.э. — 2 в. Н.э. П. Оформился в форме неопифагореизма (Аполлоний Гианский, Нумений, Фигул), в которомсоединялось учение П. С учениями Платона, Стои, религиозно-мистических восточных и западных школ и течений периода Эллинизма. Труды П. Дошли до нашего времени только в виде небольших фрагментов, однако ознакомиться с учением П. Возможно по трудам Платона, Аристотеля, Дикеарха, Теофраста. Два базисных тезиса П., — о том, что основополагающие принципы, на которых зиждется мироздание, возможно выразить математически, и о том, что объединяющим началом всех вещей служат соотношения чисел, выражающие Гармонию и Порядок в Природе, — имели большое значение в философии и науке вплоть до Средних веков и Нового времени.

C.B. Силков.

Значения в других словарях
Пифагореизм

религиозно-философское учение в Древней Греции 6—4 вв. До н. Э., исходившее из представления о числе как основном принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна, в пределах организованного Пифагором сообщества, которое было одновременно философско-научной школой, религиозно-магическим союзом «посвященных» (исторически находящимися между первобытными «мужскими союзами» и духовными «орденами» средневековья) и, наконец, политической организацией. Первое письменное изложение П. ..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ - религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4 вв. До н. Э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическое единство (см. Также Гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) и акустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселен..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно-философское учение в Древней Греции 6 - 4 вв. До нашей эры, основано Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса. Пифагорейцы учили о переселении душ (смотри Метемпсихоза) и разработали сложную систему культовых запретов ("пифагорейский образ жизни").. ..

Пифагореизм

-а, м.. ..

Пифагореизм

Религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4 вв. До н. Э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическое единство (см. Также Гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) и акустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ (см. Ме..

Пифагореизм

М.Религиозно-философское учение древнегреческого философа Пифагора, исходившее из того, что количественные отношения являются сущностью вещей.. ..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИ́ЗМ -а. М. В Древней Греции 6 - 4 вв. До н.э. Религиозно-философское учение, возникшее на идеях Пифагора (число, количество выражают суть вещей).. ..

Пифагореизм

Пифагореизма, мн. Нет, м. (истор. Филос.). Учение др.-греч. Философа Пифагора (6 в. До хр. Э.), признававшего бессмертие и переселение душ и рассматривавшего мир (космос), как закономерное стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.. ..

Пифагореизм

— религиозное и философское учение и социально-политическое движение в Древней Греции VI—IV вв. До н. Э., названо по имени Пифагора (первая половина VI в. До н. Э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а математические закономерности — основа структуры мира. Приводило к магии цифр, первым десяти — «декада» и ее элементы — приписывались божественные свойства. Учит о переселении душ. В IV в. До н. Э. П. Практически сливается с платонизмом, но возрождается в I в. До н. Э.—III в. Н. Э. ..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ. ..

Пифагореизм

ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. До н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует вселенную. Пероначально П. Существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое письменное изложение П. Дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. До н.э. П. Сближается с линией сократовско-плато-новской..

Пифагор (Рythagoras)

(род. 580 ум. 500 до Р. X.) – древнегреч. Философ, математик, астроном с о-ва Самос, конкретные обстоятельства жизни которого столь же мало известны, как и его учение. Но т. Н. «теорема Пифагора», очевидно, принадлежит самому Пифагору. В Кротоне (Южная Италия) он учредил просуществовавший до 4 в. До Р. X. Союз с целью проведения нравственно-религиозного реформирования жизни, который из-за его исключительно аристократически-консервативных позиций подвергался преследованиям. О пифагорейцах и их уч..

Пифагор Самосский

(ок. 570 до н.э. — ок. 500 до н.э.) — древнегреческий философ из города Регия (на острове Самос около города Милет), основатель пифагореизма (см. Пифагореизм), религиозно-этический реформатор, политический деятель, ученик Анаксимандра. Прозвище П. (по-древнегречески — "убеждающий речью") связано с проводимыми в Дельфах общеэллинскими музыкальными Пифийскими Играми. История жизни П. Неотделима от легенд, в которых он считается как "основателем европейской научной традиции", так иногда и "шаманом"..

Пихлер (Рichler) Ханс

(род. 26 февр. 1882, Лейпциг – ум. 10 нояб. 1958, Грейфсвальд) – нем. Философ. Профессор в Грейфсвальде (с 1921). Разрабатывал проблемы современной онтологии, а также философию Вольфа и Лейбница. В области логики исследовал вопросы нелогического содержания, занимался поисками конструктивных законов формирования духа. Осн. Произв. «Ьber die Arten des Seins», 1906. «Ьber Chr. Wolffs Ontologie», 1910. «Leibniz», 1919. «Logik der Gemeinschaft», 1924. «Logik der Seele», 1928. «Persцnlichkeit, Glьck, ..

Планк (Рlanck) Макс

(род. 23 апр. 1858, Киль – ум. 5 окт. 1947, Гёттинген) нем. Физик. Профессор в Берлине (1892 – 1923), президент Общества имени императора Вильгельма. В 1900 создал квантовую теорию. Позднее обратился к натурфилософским проблемам, в центре которых стоит понятие физической картины мира. Разрешение этих проблем должно было послужить подтверждению понятий физической причинности и физического закона. Наиболее важные философские произв. «Wege zum physikalischen Erkenntnis. (Reden und Aufsдtze)», 1933...

Пифагореизм

Религиозно-философское учение в Греции VI-IV вв. До н.э. Основано Пифагором. Исходит из положения о числе как основе всего сущего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса, структура которого мыслилась как физико-геометро-акустическое единство. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ и разработали сложную систему культовых запретов, названную "пифагорейским образом жизни".. ..

Дополнительный поиск Пифагореизм Пифагореизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пифагореизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пифагореизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа