Психология Искусства

96

Исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально-психологические основы художественного процесса. П.и. Сложилась как относительно самостоятельная область науки в кон. 19 в. В рамках т.н. Социотропной (фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) П.и. Изучаются формы участия сознания, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые специальные работы по П.и. Сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической науки в равной мере занимаются разработкой проблем П.и.

Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три направления. Ассоциативная психология изучает способы соединения представлений по определенным правилам и выявляет механизмы художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного текста. Гештальтпсихология исследует природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую способствует изучению психологического своеобразия фигуры художника. И, наконец, чрезвычайную важность представляет теория бессознательного, проливающая свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия.

В разработку этой теории весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращают на себя внимание разные трактовки роли бессознательного в художественном творчестве, представленные в концепциях З. Фрейда и К.Г. Юнга. Усилия Фрейда могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося выявить границы и превращенные формы действия подсознательного с тем, чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. Обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном он видит самоценную часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному - это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек.

Фрейд полагал, что невроз - помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик - фантазирует всегда, поскольку не вполне способен "легально" реализовать свои желания. Др. Позицию занимает Юнг, считавший, что невротическое состояние в определенной мере творчески продуктивно, оно является уделом художника. "Относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая". Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта.

Т.о., Юнг настаивал на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика. Творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоуренса, Вулф, Магритта, которым юнгианские положения дали сильный импульс и помогли сформулировать их собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмам, как интенция и мотивация.Большой массив психологических исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В этой сфере выделяются работы Т. Липпса ("теория вчувствования"), который интерпретировал феномен художественного наслаждения как "объективированное самонаслаждение".

Воздействие произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения и возможности преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные создавать в вымысле "идеально возможную и полную жизнь". Липпс стремился выявить необходимый "минимум" зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии. Мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна быть определяющим фактором восприятия.

Вчувствование - это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса учению И. Канта. По мнению обоих, художественно-ценное зависит не от объекта, а от духовного потенциала субъекта, его способности "разжечь" в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за пределами психологии получили также теории художественного восприятия А. Потебни, А. Веселовского, Л. Выготского.Специальный раздел современной П.и. - историческая психология - на основе анализа исторической панорамы произведений искусства ставит целью изучение и воссоздание форм психической пластичности человека в истории.Выготский Л.С.

Психология искусства. М., 1968. Арнау-дов М. Психология литературного творчества. М., 1970. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995. Кривцун О.А. Эстетика как психология искусства. М., 1996. Он же. Историческая психология и история искусств. М., 1997. Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.О.А. Кривцун.

Значения в других словарях
Психология Искусства

Словообразование. Происходит от греч. Psyche - душа + logos - учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Изучает процесс восприятия и создания произведений искусства.. ..

Психологическое Тестирование

Систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. Тест представляет собой способ получения отклика, по которому можно судить о поведении индивида в др. Ситуациях. Тесты подразделяются на три осн. Категории. Тесты способностей и тесты интеллекта (определение коэффициента интеллекта) применяются для определения будущих возможностей и успехов в обучении и рассуждениях. Вторая категория – тесты д..

Психология

(греч. Psyche - душа, logos - учение, наука, слово) - наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни человека и животных. На протяжении более двух тысяч лет комплекс психологических идей и концепций создавался и развивался преимущественно философами (Платон, Аристотель, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гербарт, Дидро, Гельвеций, Брентано, Уотсон и др.), врачами (Алкмеон, Гиппократ, Ибн Сина и др.) и физиологами (Фехнер, Гельм-гольц, Бехтерев, Сеченов,..

Психология Как Наука О Духе

Основанное Дильтеем направление в психологии, исследующее душевную подоплеку истории духа и культуры и пытающееся «понять» структуру человеческой личности и ее действий, а не объяснить ее из душевных элементарных составных частей согласно естественно-научным законам. Ведь личность никогда не рассматривается непосредственно, а всегда через формы ее проявления, через ее психическое и духовное выражение. Объективные результаты деятельности духовной личности (которые являются предметом наук о духе) ..

Психология Масс

Область психологии, предметом исследований которой являются природа, сущность, закономерности возникновения, формирования, функционирования и развития толп и масс, как специфических форм сообществ людей. Создана в конце 19 в. Французским социологом и психологом Лебоном, итальянским психологом и юристом С. Сегеле (1868-1913) и др. Основное внимание уделяет исследованию психического склада, характерных свойств, черт, типов и поведения разнообразных толп и масс в относительно стандартных и нестанда..

Дополнительный поиск Психология Искусства Психология Искусства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психология Искусства" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психология Искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 20 символа