Рисмен (Riesman) Дэвид

102

(р. 1909) - амер. Социолог, представитель психоаналитической ориентации в социологии и культурологии. В 1931 получил степень доктора биохимических наук. После трехлетнего обучения в Гарвардской школе права становится проф. Юриспруденции. В 1937-1941 - проф. Права в ун-те Буффало. В 1941 ведет исследовательский проект в Колумбийском ун-те и издает две работы. "Гражданские права в переходный период" и "Демократия и диффамация". С 1946 - проф. Социальных наук Чикагского ун-та. Возглавляет исследовательский проект по изучению массовых коммуникаций. В результате этой работы в 1950 появляется кн. "Одинокая толпа", принесшая ему широкую известность. Она стала одним из наиболее доступных и популярных исследований, посвященных анализу отчуждения человека, потери им личностной автономии и ограничения свободы, характерных для современной культуры.

Р. Исследует влияние процесса модернизации на сознание и поведение современного человека и решает вопрос о судьбе человеческой индивидуальности в массовом обществе. С одной стороны, подобно К. Марксу и Т. Веблену, Р. Пытается выявить взаимосвязь между экономическим развитием общества и происходящими в нем социально-культурными изменениями, с др. - подобно В. Райху и Э. Фромму, он придает большое значение изучению социального характера, трактуемого им как часть "характера", общего для окружения индивида, его "значимых других".Р. Исследует природу и специфику социального характера, его типы в различных странах в разные исторические эпохи, причины его появления, процесс формирования и изменения типов социального характера.

Его связь с многообразными сторонами человеческой жизнедеятельности и социально-психологические последствия перехода к индустриальной и постиндустриальной культуре. Он пытается установить взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами характера, выделяя при этом три главных исторических периода и соответствующие им типы общества. 1) с "высоким потенциалом прироста населения" (напр., средние века). 2) с "переходным ростом населения" (напр., Ренессанс - Реформация). 3) с "начинающимся спадом роста населения" (напр., современные индустриально развитые общества). Каждому из этих трех периодов соответствуют три типа социального характера. "ориентированный-на-традицию", "ориентированный-на-себя" и "ориенти- рованный-на-другого".

В обществе "высокого потенциала прироста населения" индивид характеризуется высокой степенью конформности, приверженностью традиции и подчинением властным структурам, занимает четко определенное место в обществе, играет строго фиксированную социальную роль. Социальная мобильность и индивидуальность здесь минимальны.Когда непосредственные связи с ориентированным-на-традицию рвутся, когда меняется стабильное соотношение смертности и рождаемости и происходит бурный рост населения, мы говорим об обществе "переходного роста". Для него характерны резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Общество такого типа не может удовлетвориться само собой разумеющейся ориентацией-на-традицию, ему нужен совсем иной тип характера.

Предприимчивый, инициативный, любящий риск и все новое. Для этого необходимы индивидуальность, самостоятельность и творческое начало, а не точное следование предписаниям, традициям и ритуалам. И тогда особое значение приобретает ориентация-на-себя, означающая внутренний, а не внешний источник мотиваций, большую свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения, меньший контроль семьи, клана и пр. Ориентация-на-себя, характерная для периода первоначального накопления капитала, означает, что человек воспринимает себя как индивида и осознает, что его судьба в его руках. Если ориентация-на-себя типична для "старого среднего класса", то ориентация-на-другого становится типичной для "нового среднего класса" в "обществе начинающегося спада роста населения".

Ориентация-на-другого - тип характера, впервые появляющийся в среде высшего среднего класса современной индустриальной Америки. В настоящее время этот тип характера широко распространяется и в др. Индустриально развитых странах, где имеются сходные с Америкой условия его возникновения, к которым Р. В первую очередь относит развитый капитализм, индустриализацию, урбанизацию. В этом обществе "образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации". Меняются способы и средства достижения целей, воспитания детей, отношений в семье и т.д.Мотивация поведения людей этих трех типов характера совершенно различна.

У ориентированного-на-традицию человека - это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут. У ориентиро-ванного-на-себя человека - мотивация внутренняя, своего рода "внутренний гироскоп", определяющий его поведение. Поэтому зависимость от окружающих его людей кажется незначительной. И, наконец, ориентированный-на- другого человек зависим в своем поведении исключительно от др. Людей. Главная тема "Одинокой толпы" и др. Работ Р. - формирование современного массового общества и связанные с ним проблемы. Человеческая автономия, отчуждение, массовые коммуникации и культура, семья, воспитание, социальная стратификация. The Lonely Crowd. A Study of the Changing American Character (with R.

Denney, N. Glazer). New Haven, 1950. Faces in the Crowd. New Haven, 1952. Individualist Reconsidered. Glencoe, 1954. Thorstein Veblen. New York, 1960. Abundance for what. Garden City. New York, 1965. The Academic Revolution. Garden City, 1968 (with Ch. Jencks). Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 3.Е.Д. Руткевт.

Значения в других словарях
Рильке (Rilke) Райнер Мария

(род. 4 дек. 1875, Прага – ум. 29 дек. 1926, Вольмон, близ Монтрё) – австр. Поэтфилософ. Почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том, что он в своих поэтических произв. Впервые высказал все те мысли, которые затем выдвинули Хайдеггер и Ясперс. Рильке – поэт-экзистенциалист. Главные его темы. Бог в становлении, предстоящая вечность, будущее, «зрелый плод того дерева, на котором мы – только листья». Смерть, «..

Ринтелен (Rintelen) Фриц Иоахим Фон

(род. 16 мая 1898, Штеттин) – профессор в Бонне, Мюнхене, с 1946 – в Майнце, ученик Гейзера. Занимаясь вопросами истории европейской философии ценностей, он развивал новый ценностный реализм (как основу критической оценки экзистенциализма и интерпретации Гёте как образца «живого духа» времени, динамического волюнтаризма и формального интеллектуализма. Осн. Произв. «Dдmonie des Willens», 1947. «Philosophie der Endlichkeit als Spigel der Gegenwart», 1951.. ..

Ритм

(от греч. Rheein – течь, стремиться) – согласно Клагесу, возвращение подобного через одинаковые промежутки времени, в противоположность такту, который является абсолютно точным (математически) повторением равного. Явление ритма сначала наблюдалось в области музыки и танцев, но здесь постоянно смешивалось с тактом, а затем было познано как форма выражения жизни вообще. «Все без исключения процессы органической природы являются ритмическими, но никогда не метрическими» (Klages. Graphologie). См. П..

Риторика

(от греч. Rhetorike) ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Платон, н..

Дополнительный поиск Рисмен (Riesman) Дэвид Рисмен (Riesman) Дэвид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рисмен (Riesman) Дэвид" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рисмен (Riesman) Дэвид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 22 символа