Самарин Юрий Федорович

214

(1819-1876) - русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из "старших" славянофилов. Основные сочинения. "Письма из Риги" (1845). "О мнениях "Современника" исторических и литературных" (1847). "Письма о материализме" (1861). "Предисловие к сочинениям Хомякова "(1867). "Разбор работы Кавелина. Задачи психологии" (1872). "По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии" (1876) и др. Как философ С. Начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что "вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может" и что "религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие".

Под влиянием Хомякова С. Отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в. Выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию. С. Четко различает два понятия личности - как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. Выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в "высшем акте личной свободы и сознания - самоотречении" изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, "основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия".

Религиозное начало - единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога - "личное откровение", - которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа. Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности - моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. Выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания "невещественной среды".

Реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана "...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. Духу в его живой цельности" - здесь С. Полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова. С. Постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. Явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания. "Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума - . Всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней".

Материализм, по мнению С,- источник "бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма" - затмевает правду христианства. Политическая эмансипация, которой требует материализм, - суеверие, ибо "если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...". Работы С. Дали для русской философии "прочное основание для борьбы с материализмом..." (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. Видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с "отвлеченной цивилизацией" как средством разложения народности. С. Выдвинул теорию трех периодов истории русского народа. "исключительная национальность" - "подражательность" - "разумная народность".

Основную причину "подражания" С. Видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. Был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости.Д.К. Безнюк.

Значения в других словарях
Самарин Юрий Федорович

Самарин Юрий Федорович [21.4 (3.5).1819, Петербург, ‒ 19(31).3.1876, Берлин], русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Окончил Московский университет (1838). Магистерская диссертация «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (1844). В 1844‒52 на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участ..

Самарин Юрий Федорович

САМАРИН Юрий Федорович (1819-76) - российский философ, историк, общественный деятель, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859-60 член редакционной комиссии. Труды о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике.. ..

Самарин Юрий Федорович

(1819—1876) — известный писатель и общественный деятель, род. В богатой и родовитой дворянской семье. Окончил курс в Московском университете по философскому факультету. Большие связи в высшем свете, отличное светское образование обеспечивали ему блестящую служебную карьеру, но она его не привлекала. Первоначально он увлекался Гегелем и пытался примирить с ним православие. Затем под влиянием Хомякова примкнул к славянофильскому направлению и стал одним из талантливейших его представителей. Богосл..

Самарин Юрий Федорович

(1819-1876), русский публицист и философ. Родился 21 апреля 1819 в Петербурге в дворянской семье. Домашнее образование позволило ему уже в 15-летнем возрасте поступить в Московский университет, который он окончил в 1838. Молодой Самарин испытал сильное влияние гегелевской философии. Вскоре после знакомства с К. С. Аксаковым (также переживавшем глубокое увлечение гегельянством) он сближается с ведущими славянофилами - А.С.Хомяковым и братьями Киреевскими. Особенно сильным было воздействие на него..

Самарин Юрий Федорович

Самарин (Юрий Федорович, 1819 - 1876) - известный писатель и общественный деятель, родился в богатой и родовитой дворянской семье. Окончил курс в Московском университете по философскому факультету. Большие связи в высшем свете, отличное светское образование обеспечивали ему блестящую служебную карьеру, но она его не привлекала. Первоначально он увлекался Гегелем и пытался примирить с ним православие. Затем, под влиянием Хомякова , примкнул к славянофильскому направлению и стал одним из талантлив..

Самарин Юрий Федорович

(1819-1876 гг.) - русский историк, философ, публицист, общественный деятель, один из идеологов славянофильства. Автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861 г., в 1859-1860 гг. - член Редакционных комиссий.. ..

Самарин Юрий Федорович

(1819–1876) – российский философ, историк, общественный деятель, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859-1860 член редакционной комиссии. Первым использовал термин «революционный консерватизм».. ..

Салливан (Sullivan) Гарри

(1892—1949) — американский социальный философ, психиатр и психолог. Автор оригинальной концепции психиатрии как научной дисциплины о межличностных взаимоотношениях. Представитель неофрейдизма. Доктор медицины (1917), профессор. Окончил Чикагский колледж медицины и хирургии (1917). При жизни С. Опубликовал единственную книгу "Концепции современной психиатрии" (1947). Ученики и последователи С. Опубликовали его книги "Межличностная теория психиатрии" (1953), "Психиатрические беседы" (1954), "Клини..

Сам

См. Я. См. Также Самосознание, Самость.. ..

Самонаблюдение

Непосредственный подход к (собственному) сознанию, вообще к психическому. При этом также непосредственный источник для всякой психологии (см. Также Вчувствование). Трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными).. ..

Самообладание

Одна из кардинальных добродетелей. Способность формировать собственную жизнь в направлении человеческого совершенства при помощи разумно-нравственной воли, независимо от естественных порывов и аффектов. Оно проявляется в двух осн. Формах – умеренности и мужестве. Первая(умеренность) означает способность противостоятьпобуждениям к наслаждению во всех формах, особенно побуждениям, проявляющимся в чувственной области, поскольку из-за них возникали бы препятствия для духовно-нравственной жизни. Муже..

Дополнительный поиск Самарин Юрий Федорович Самарин Юрий Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самарин Юрий Федорович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самарин Юрий Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 22 символа