Сен-симон (Sen-Simon) Клод-анри Де Рувруа

88

(1760—1825) — французский мыслитель, социолог. Автор утопических социальных проектов — "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя "гражданином Бономом". В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта.

С 1797 обращается к научным знаниям. Слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целя- ми Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. Сплотился небольшой кружок учеников и последователей — Б.П.Анфантен, С.А.Базар, О.Родриг и др., образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения. "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк науки о человеке" (1813—1816), "Труд о всемирном тяготении" (1813—1822), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823— 1824), "Новое христианство" (1825). С.-С., видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии.

Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести "кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах". Единственный путь к достижению этой цели С.-С. Видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. Обратиться к проблемам исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы "социальной физики" и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления.

Два положения — идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества — составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса — развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель — благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития. 1) "теологическую" (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство). 2) "метафизическую", основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю. 3) "позитивную" — будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями — светскими учеными и "промышленниками".

Общество будущего, по С.-С., — это общественный идеал, воплощенный в "промышленной системе", переход к которой является универсальной исторической неизбежностью. "Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному...". Основной принцип "промышленной системы", согласно С.-С., искоренение "всякого паразитизма" и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса "промышленников", охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства. Земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др. Будущее общество у С.-С.

Основано на. Научно- и планово-организованных производствах с сохранением частной собственности и классов. Введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение "по способностям". Управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. "Промышленная система" была дополнена концепцией "нового христианства", имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. Считал, что "простой народ" не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с "прогрессом наук". Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ("Все люди — братья") должны были дополнить моральными материальные стимулы "промышленной системы".

Исторические взгляды С.-С. Явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. Рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох "органических" и "критических". Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. Были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С.

Положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С., который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества. Идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, зало- жила основы для теории технократии. С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия "гражданское общество" и "государство", ввел термины "индустриализация", "индустриальное (промышленное) общество". Идеи С.-С. Оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. О роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии (см.

Философия техники).Е.М. Прилепко.

Значения в других словарях
Сен-симон (Saint-Simon) Клод Анри Де Рувруа

(1760-1825) - фр. Мыслитель, теоретик социализма. В работах "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823-1824) С.-С. Выступил с проектом преобразования общественного устройства. Согласно С.- С., в обществе будущего труд станет обязателен для всех. Люди должны работать в той сфере, в которой способны принести наибольшую пользу обществу. Дворянство и духовенство ("праздные") должны уступить ведущую роль в социальной жизни у..

Сен-симон (Saint-Simon) Клод Анри, Граф

(род. 17 окт. 1760, Париж – ум. 19 мая 1825, там же) – франц. Философ, мыслитель, утопист, ученик Д'Аламбера. В качестве социальной проблемы, т.е. Подлинной задачи общества, Сен-Симон выдвинул утопическую программу решения рабочего вопроса (улучшения положения трудящегося класса). Этот вопрос он стремился разрешить на пути интернационализма, государственного социализма, религиозной реформы, а также с помощью братской любви, утверждающей новое христианство без священников и догм. Осн. Произв. «Ca..

Сенека (Seneca) Луций Анней

(ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) - крупнейший представитель позднего стоицизма, рим. Государственный деятель, драматург. В молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме. Значительное влияние на С. Оказали сочинения Посидония (в поздние годы С. Начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику. После возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в п..

Сенека Луций Анней (Lucius Аnnaeus Seneka)

(ок. 4—65) — древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма. Талантливейший оратор своего времени. С. Учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49—54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею "вселенского" г..

Дополнительный поиск Сен-симон (Sen-Simon) Клод-анри Де Рувруа Сен-симон (Sen-Simon) Клод-анри Де Рувруа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сен-симон (Sen-Simon) Клод-анри Де Рувруа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сен-симон (Sen-Simon) Клод-анри Де Рувруа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 41 символа