Смотрицкий Мелетий

104

(светское имя Максим Герасимович) (1575-1633) - религиозный деятель Беларуси и Украины, ревностный защитник православия. В конце жизни перешел в униатство. Родился в местечке Смотрич. Образование получил под руководством отца (известного антикатолического полемиста) и Кирилла Лукариса (будущего Константинопольского патриарха). Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии. Преподавал в православных братских школах Вильни, Минска, Киева, был домашним учителем в семье князя Константина Астрожско-го, с сыном которого был в Силезии, Словакии, Германии. Слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Ви-тенберга. Получил степень доктора медицины. Автор ряда полемических сочинений. В 1608 написал "Ответ на язвительный трактат", направленный против сочинений И.

Па-тея, в 1610 - "Фринос или Плач восточной церкви", всесторонне критикующий католический костел. От его догматов до морального облика его священников и вызвавший репрессии против православных братств (С. Спас от тюремного заключения псевдоним). В 1617 принял монашество, стал настоятелем Свято-Духова монастыря. Создатель одной из лучших славянских "Грамматик...", сохранявшей свое значение на протяжении полутора веков. В начале 20-х годов наступает новый этап деятельности и творчества С. Он пытается восстановить православную епархию в Полоцке, издает работы. "Оправдание невинности" (1621), "Защита оправдания" (1621), "Обоснование невинности" (1622) и др. В 1623 обвинен в соучастии в убийстве Архиепископа Полоцкого - униата И.

Кунцевича, уехал из Вильни в Киев, оттуда в Палестину, Египет и Грецию. Вернулся в 1626 году. В 1627 принял унию, последние годы провел в монастыре. В 1628-1629 годах издал сочинения. "Апология..." , "Парене-зис...", "Экзетезис..." (направлен против Мужиловского). С. Не создал самостоятельной и цельной философской системы. Основное внимание уделял религиозным, социально-политическим и морально-этическим вопросам. Образцом нравственного совершенства для него был монашеский аскетизм. Главные благодетели - покорность долготерпения и блаженство надежды, преодоление греховности жизни. Однако, поступок по необходимости, по С, не подлежит обсуждению. В философских построениях ориентировался на канонизированный аристотелизм.

Признавал возможность участия разума в делах веры, ставил под сомнение ряд христианских догматов (троичность Бога, некоторые таинства, божий суд). В последние годы жизни увлекся философией Фомы Аквинского.Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Смотрицкий Мелетий

Смотрицкий Мелетий (около 1578 ‒ 27.12.1633, Дерманский монастырь), учёный-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Западной Руси. Сын каменецкого писаря Герасима Смотрицкого, бывшего впоследствии ректором острожского училища, в котором учился С. В 1601 был отправлен в Виленскую иезуитскую коллегию. Слушал лекции в Лейпцигском и Виттенбергском университетах. В 1608 выступил с полемическим сочинением «Антиграфи» против католичества и Брестской унии (1596). В 1610 в Вильнюсе опубликовал тракт..

Смотрицкий Мелетий

(ок. 1577 - 27.12.1633), ученый, филолог, автор ряда блестящих публицистических произведений против католицизма и унии. Главная заслуга Смотрицкого - создание первой научно-систематической грамматики церковнославянского языка. В 1619 в Евю (близ Вильно) он издал учебник "Грамматики словенския и правильное синтагма". Учебник состоял из четырех частей. Орфографии, этимологии, синтаксиса и просодии (ударение и произношение). В московском издании учебника было добавлено сочинение Максима Грека о пол..

Смирение, Покорность

Добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.. ..

Смит (Smith) Адам

(1723-1790) - брит, экономист и философ. Род. В Шотландии, образование получил в ун-тах Глазго и Оксфорда. В 1751-1763 - проф. Логики и моральной философии в Глазго.С. Отличал широкий круг научных интересов - этика, политическая экономия, история, право. Одна из его ранних работ - "Основные принципы философского исследования, проиллюстрированные примерами из истории астрономии" - показывает, что С. Был заинтересован научным методом И. Ньютона. Он полагал, что вслед за натурфилософией, давшей обр..

Смысл

Внутреннее содержание, значение ч.-л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части. Предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, который обозначается данным выражением.Вместе с тем каждое выражение несет в себе мысленное содержание, которое и называют С. Понять некоторое выражение - значит усвоить его С. Если С. Усвоен, то мы знаем, ..

Смысл И Значение

— понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи "знак — означаемое" в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3. Языкового выражения (предметным 3.) называют его денотат, т.е. Тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. Же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимани..

Дополнительный поиск Смотрицкий Мелетий Смотрицкий Мелетий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Смотрицкий Мелетий" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смотрицкий Мелетий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа