Совершенство
Понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под С. Может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских языках соответствующие слова восходят к лат. Perfectus от perfectio - завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в которой обнаруживается гениальность), гармоничность. В этике речь идет о С. Человека и о путях достижения им С. Понятие С. Получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно перфекционизм - это тип этических и моральных учений, в основе которыхлежит идея С., вдостижении которого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует.С антропологической т.зр.
Представление о С. Соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворения потребностей, на что указывал уже Г.В. Лейбниц. Об этом определенно говорит З. Фрейд. Встречающееся иногда у людей постоянное стремление к С. Представляет собой не что иное, как следствие вытеснения влечений. Не будучи нормально реализованным, влечение разрешается в активности, перспективы и целесообразность которой неочевидны. "Стремление к совершенствованию", по Фрейду, и есть попытка бегства от удовлетворения влечения (см. Удовольствие). Жажда С. Оказывается, т.о., инобытием, превращенной формой стремления человека к полноте удовлетворения потребностей. С аксиологической т.зр., при которой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея С.
Трансцендентна человеку и вменяется ему в исполнение извне данного стандарта. С теологической т.зр., идея С. Исполнена в Божестве.В истории этико-филос. И религиозной мысли идея С. Развивается в противопоставлении гедонистическому опыту - как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфекционистского рассуждения. Один из них ассоциирован с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности. Такое понимание содержится в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности. Совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру всему и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни.Др.
Т.зр. О С. Развивал И. Кант. Принципиально отрицая С. В качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки. Физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования. Необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами. Собственно перфекционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга. Долг же заключается в том, чтобы постоянно стремиться к идеалу морального С. Идеалу святости. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться - значит развиваться в качестве нравственного субъекта.Христианское учение о С.
Представляет собой разновидность сотериологического учения. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям. Человек должен совершенствоваться во имя милосердия, и он действительно совершенствуется только в милосердии (ср. Мф 5, 39-48). Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого ему необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение - подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться в соединении с Богом в осуществлении идеала Богочеловека.
Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога.То, что в религиозной морали обнаруживается как обязанность по отношению к Абсолюту как Другому, в секулярной выступает в качестве обязанности человека по отношению к себе, но к себе - в своей определенности к высшему, к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С. В какой предполагает самоограничение, отказ от своеволия и корысти. Как идея С. Обнаруживается в своей противоположности несовершенству, так и практическая задача самосовершенствования опосредована рядом моментов внутреннего нравственного опыта - стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, - которые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться на пути к С.Кант И.
Метафизика нравов // Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4 (11). Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1984. Т. 4. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Hurka Th. Perfectionism. New York. Oxford, 1993..
Дополнительный поиск Совершенство
На нашем сайте Вы найдете значение "Совершенство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Совершенство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 12 символа