Совесть
Способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. С культурно-исторической т.зр. Идея и понятие С. Складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. Воспринимается как автономная - не ориентированная на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве нравственного регулятива С. Возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями, ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.С.
Исторически коренится в стыде и родственна ему. Однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название "совестного", свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное "стыд перед самим собой". В др.-греч. Мифологии функцию, аналогичную С. Выполняли Эринии. В "Оресте" Еврипида она была осмыслена как "сознание совершенного ужаса". Лат. Слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные.Согласно традиции христианского учения, С. Как "Божия сила" и глубочайшая сущность человека раскрывается в полной мере благодаря откровению Христа.
В христианстве С. Трактуется как показатель нравственной обязанности, в первую очередь перед Богом. Вместе с тем апостол Павел говорит о С. Как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и С. Различна (1 Кор 8,7,10), а потому С. Нуждается в христианском очищении (Евр 9, 14), достигаемом благодаря вере и любви. В христианскую эпоху С. Осмысляется как внутренний нравственный закон, "глас Божий". Муки С. Воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости (Августин).В средневековой литературе углубление анализа феномена С. Было опосредствовано появлением особого термина - "sinderesis" и формирования дополнительного по отношению к традиционному лат.
"conscientia" понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое в отличие от "закона разума" (lex rationis) внушено человеку Богом.Во многих новоевропейских учениях С. Представляется как познавательно-моральная сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У И. Канта С. Обозначает практический разум. Развитие этой линии в анализе феномена С. Естественно, вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово "С." родственно и созвучно словам, обозначающим "сознание", "знание"), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций.В наиболее общем плане С.
Трактуется как "внутренний голос". Различия касаются понимания источника этого "голоса", который воспринимается как независимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как др. Я. С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С. 1) С. - это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво (Т. Гоббс, К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд, Ж.П. Сартр). 2) С. Выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж. Локк) и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж. Батлер, Г.В. Лейбниц). Близко этому С. Трактуется как голос беспристрастной рациональной личности (Дж. Ролз). 3) С. Не только метафорически, но и по существу трактуется как "голос иного".
"устами С." как бы говорит Всеобщий закон, высшая истина. С. - это голос ("зов") трансцендентных сил. Ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Дж. Локк), присутствия-Dasein (М. Хайдеггер).С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания С. И той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. С. Может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная С. Предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). Однако и в своей негативности С. Может трактоваться иначе. В наиболее общем, метафизическом, плане голос С. Самим фактом своего призыва свидетельствует человеку о неподлинности, неаутентичности его существования, "не-по-себе его бытия".
Как позитивная С. В отличие от расхожих представлений о ней предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и "решимости" (Хайдеггер). Усмотрением же С. В качестве голоса Бога предопределено понимание ее как призыва ксовершенству. Соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности.Как форма морального самосознания и самоконтроля С. Выражает осознание человеком неисполнен-ности долга, несовершенности добра. В этом отношении С. Сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени - способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры С. Указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины.
При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.Выражение "свобода С." означает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле "свобода С." означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа.Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Stoker H.G. Das Gewissne. Erscheinungsformen und Theorien. Bonn, 1925. Butler J. Five Sermons. Indianapolis, 1983.Р.Г. Апресян.
Дополнительный поиск Совесть
На нашем сайте Вы найдете значение "Совесть" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Совесть, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа