Спиркин Александр Георгиевич

144

(р. 1919) - философ и психолог, специалист в области проблем сознания и гносеологии. Доктор филос. Наук (1959), проф. (1960). В 1941 окончил Ин-т дефектологии (ныне факультет Московского педагогического ун- та). В 1941 - 1945 - политзаключенный. Реабилитирован (1957). В 1945- 1946 - научный сотрудник Ин-та неврологии АМН СССР. В 1946-1952 - научный сотрудник Ин- та философии АН СССР. Ведет преподавательскую работу по психологии и философии с 1946. С 1954 работает в издательстве "Советская энциклопедия", в 1960- 1970 - зав. Редакцией философии, а также зам. Главного редактора "Философской энциклопедии". С 1962 - старший научный сотрудник Ин-та философии АН СССР, с 1978 по 1982 - зав. Сектором диалектического материализма, затем - главный научный сотрудник.

Вице-президент Филос. Общества СССР (1971-1975).Главный редакторский труд С. - "Философская энциклопедия" (в 5 т., 1967-1970) - явилась значительным событием в духовной жизни страны 1960-х гг. "Она. Сделала материалом обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную современность. Это - значительная интеллектуальная ценность. Душой "Философской энциклопедии" был А.Г. Спиркин" (М. Капустин. "Конец утопии?" М., 1990). Для "Философской энциклопедии" С. Написал ряд статей, среди которых. "Философия", "Мировоззрение", "Методология", "Сознание", "Диалектика", "Восхождение от абстрактного к конкретному", "Наука" (в соавт.), "Восприятие" (в соавт.), "Любовь" и др.Центральная проблематика научных исследований С.

Связана с разработкой фундаментальной филос. И психологической теории сознания и самосознания. С. В течение трех лет занимался в Сухумском питомнике исследованием поведения обезьян с целью уяснения биологических предпосылок возникновения человека. В публикациях С. Анализирует проблемы происхождения и историю развития сознания. Сознания и языка. Общения и взаимного понимания людей, эпох и культур. Историю теорий сознания в западноевропейской, вост. И рус. Филос. Мысли. Сознательного и бессознательного. Рациональных и интуитивных форм постижения реальности. Паранормальных состояний сознания и подсознания. Сознания, знания и веры. Особенности религиозного сознания и опыта. Проблемы чуда. Феномен ясновидения и др. Экстрасенсорных явлений.

Значительное место в работах С. Занимает исследование филос. Проблем человека. Человек как личность. Личность в зеркале своего Я. Уникальность человеческого бытия. Разрабатываются также понятия творческой личности, одаренности и ее уровней. "талант" и "гений". Одна из важнейших тем исследований - смысл и предназначение философии. С. Автор одного из наиболее популярных отечественных учебников по философии, выдержавшего 3 изд. (1963, 1966, 1967). Главная идея, выдвигаемая С. С нач. 1980-х гг., - критический пересмотр устоявшихся в марксистской философии упрощенных воззрений, согласно которым человек и его разум возникли в результате эволюции, уходящей корнями в царство животных. С. Склонен полагать более верными идеи катастрофизма и креационизма.

Это не исключает признания принципа эволюционизма и заслугу Ч. Дарвина, гипотеза которого опирается на большой фактический материал. Однако С. Считает несостоятельной концепцию Ф. Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, аргументируя это тем, что труд - это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны. Отклоняя положение о "первичности материи и вторичности сознания", С. Обосновывает идею совечно единого сущего, в рамках которой человек предстает как существо космическое, биологическое, социальное и разумное. Подчеркивается соотнесенность человека с Богом, который понимается как универсально-смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют). Отсюда - вывод о необходимости веры в Бога, без которой теряется смысл бытия вообще и человека в частности.

В кн. "Философия" С. Переосмыслил историю философии, показав несостоятельность т.зр., согласно которой история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. В этой работе по-новому представлены проблемы религии, социальной философии и филос. Истории. Подвергаются критике различные виды тоталитаризма.Учение И.П. Павлова о сигнальных системах. М., 1949. Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека // Вопросы философии. 1954. № 4. Мышление и язык. М., 1958. Происхождение сознания. М., 1960. Абстрагирование // Вопросы философии. 1960. № 1. Курс марксистской философии. М., 1963 (1-е изд.). О некоторых философских проблемах кибернетики // Проблемы кибернетики на службе общественных наук. М., 1964. Происхождение категории пространства // Вопросы философии.

1964. № 3. О соотношении понятия и слова // Вопросы философии. 1965. № 6. Сознание и самосознание. М., 1972. Человек // Большая медицинская энциклопедия. 1975. № 28. Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. М., 1978. Основы философии. М., 1988. Противоречие // Философский энциклопедический словарь. 1989. Философия. Учебник для вузов. М., 1998, 1999, 2000..

Значения в других словарях
Спиркин Александр Георгиевич

Спиркин Александр Георгиевич (р. 24.12.1918, с. Чиганак, ныне Аркадакского района Саратовской обл. ), советский философ и психолог, член-корреспондент АН СССР (1974). Член КПСС с 1960. Окончил Московский педагогический институт им. В. И. Ленина (1941). Ведёт преподавательскую работу с 1946, заведующий редакцией философии издательства «Советская энциклопедия», заместитель главного редактора философской энциклопедии (1960‒70). Старший научный сотрудник института философии АН СССР (с 1962). Вице-пр..

Спиркин Александр Георгиевич

СПИРКИН Александр Георгиевич (р. 1918) - российский философ и психолог, член-корреспондент РАН (1991. Член-корреспондент АН СССР с 1974). Труды по общим проблемам философии.. ..

Спиритуализм

(от лат. Spiritualis - духовный) - 1. Филос. Концепция, признающая дух и его формы субстанцией всего существующего. 2. Тенденция во фр. Философии. Термин "С." впервые применил к своей философии (эклектическому соединению нем. Трансцендентализма и фр. Консерватизма) В. Кузен. В дальнейшем С. Называли концепции фр. Философов, для которых характерна попытка соединить примат духа и его свободного творчества с принципами позитивизма, рационализма и онтологического реализма (Ж. Лашелье, Ш. Ренувье, Э...

Спиритуальность

Духовность. Противоположность – материальность, телесность. Спиритуальный – духовный.. ..

Спонтанность

(от лат. Spontaneus произвольный) – самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне. В философии – из самого себя, из собственных побуждений.. ..

Спор

Столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. Стороны. С. Является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. С. - важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники С. Не приходят в итоге к согласию, в ходе..

Дополнительный поиск Спиркин Александр Георгиевич Спиркин Александр Георгиевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спиркин Александр Георгиевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спиркин Александр Георгиевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 28 символа