Спор
Столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. Стороны. С. Является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. С. - важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники С. Не приходят в итоге к согласию, в ходе С. Они лучше уясняют как позиции др. Стороны, так и свои собственные. Искусство ведения С. Называется эристикой.Используемые в С. Аргументы, или доводы, бывают, как и в случае всякой аргументации, корректными и некорректными.
В первых может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием и применения грубой физической силы.Целью С. Может быть обнаружение истины или достижение победы. С. Направленный не на истину, а на победу, - это всегда С. О ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений др. Стороны. Все С. О ценностях преследуют цель добиться не истины, а победы. Даже С. Об истинности тех или иных утверждений становится С. О ценностях, когда он ориентируется не на истину саму по себе, а на победу одной из сторон. Было бы ошибкой поэтому говорить, что в С.
Всегда нужно бороться не за утверждение собственного или коллективного мнения, а только за установление истины. Истина - не единственная цель С. Др. Его целью может быть ценность и, соответственно, победа как утверждение одних ценностей в противовес другим. Подавляющее большинство обычных С. - это как раз С. Не об истине, а о ценностях. С. Об истине встречается по преимуществу в науке, но и здесь он нередко переходит в С. О ценностях. Слово "победа", используемое применительно к С. Прямо относится только к С. Об оценках и выражаемых ими ценностях. Победа - это утверждение одной из противостоящих друг другу систем ценностей. В С. Об истине о победе одной из спорящих сторон можно говорить лишь в переносном смысле. Когда в результате С.
Открывается истина, она делается достоянием обеих спорящих сторон, и "победа" одной из них имеет чисто психологический характер.Объединение деления С. На корректные и некорректные с делением их по цели на преследующие истину и преследующие победу над противником (С. Об описаниях и С. Об оценках) дает четыре разновидности С.Дискуссия - С. Направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы.Полемика - С. Направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.Эклектика - С. Имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.Софистика - С. Имеющий свой целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.С.
Об истине, использующий и некорректные приемы, называется "эклектикой" на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при С. Или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 - простое число. Но вряд ли сама истина выиграет при таком способе ее утверждения. Тем не менее эклектические С. В которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь уж редки. Они встречаются даже в науке, особенно в период формирования научных теорий, когда осваивается новая проблематика и еще не достижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Известно, что Г, Галилей, отстаивавший когда-то гелиоцентрическую систему Коперника, победил благодаря не в последнюю очередь своему стилю и блестящей технике убеждения.
Он писал на ит. Языке, а не на быстро устаревавшей латыни, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против старых идей и построенных на них канонов обучения. Для самой истины безразлично, на каком языке она излагается и какие люди ее поддерживают. Тем не менее пропагандистские приемы Галилея определенно сыграли позитивную роль в распространении и укреплении гипотезы Коперника. Наука делается людьми, на которых оказывают воздействие и некорректные приемы аргументации.Осуждения заслуживает софистика, ставящая своей единственной целью победу в С. Любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром.Не существует общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разновидности С.
Софистика вообще не стеснена никакими правилами. В софистическом С. Может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о которых зашел С. Для трех остальных разновидностей С. Можно попытаться сформулировать общие требования, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.О Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство в спорах. СПб., 1900. Поварнин СИ. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. № 3. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.А.А. Ивин.
Дополнительный поиск Спор
На нашем сайте Вы найдете значение "Спор" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спор, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 4 символа