Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин
(ок. 313 - ок. 238 до н.э.) - крупнейший философ, просветитель и эрудит Др. Китая. Принадлежал к конфуцианской школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма и моизма. Учение С.-ц. Изложено в труде "Сюнь-цзы" (3 в. До н.э.) из 32 глав, 22 из которых принадлежат ему, девять - ученикам (возможно, с участием С.-ц.), а одна глава считается подделкой.Согласно сохранившимся немногочисленным свидетельствам, происходил из состоятельной семьи, получил блестящее образование. Посетил царства Цинь, Ци и Чу по приглашению их правителей, беседовал с ними о принципах управления гос- вом. Проповедовал свои взгляды в академии Цзися и был признан главой находившихся в академии ученых. Последние годы жизни провел в Ланьлине, где основал частную школу и работал с учениками над своим трудом.Учение С.-ц.
Явились критическим итогом и обобщением основных учений Др. Китая (5-3 вв. До н.э.). Мировоззрение С.-ц. Исходит из наивно-материалистического понимания природы (Неба - тянь) как естественной реальности (цзы жань), существующей независимо от человека и являющейся единственным источником происхождения всего сущего, что означает отрицание божественного, сверхъестественного начала мира. С.-ц. Первым в истории кит. Философии поставил вопрос о соотношении естественных процессов и целенаправленной деятельности человека, способного, по его мнению, познав "естественное постоянство" Неба- природы, "подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи". Философ решительно отвергал обожествление Неба и веру в духов предков, объясняя эту веру зависимостью человеческого восприятия от эмоционального состояния.Гносеологические взгляды С.-ц.
Основываются на положении о познаваемости мира. Способность же к познанию философ рассматривал как качество, присущее только человеку и выделяющее его из "тьмы вещей". К известным из учения поздних моистов двум ступеням познания - чувственному и рациональному - С.-ц. Добавил третью - человеческую деятельность как элемент самого процесса познания.С.-ц. Высказал предположение о влиянии материальных условий жизни людей на общественные процессы и первым в кит. Философии поставил вопрос об общественной сущности человека, его "умении жить сообща".Путь к богатству гос-ва С.-ц. Видел в "экономном расходовании вещей и обеспечении достатка народу". Он рассматривал конфуцианские нормы ритуала (ли) не только как критерий нравственных отношений, но и как регулятор распределения общественного продукта.Политические взгляды С.-ц.
Испытали сильное влияние идей легизма. Он считал, что ритуал (ли) применим лишь в отношениях между "управляющими" слоями, простыми же людьми нужно управлять с помощью закона (фа). Нормы ритуала (ли) были уравнены С.-ц. С законами. "Отрицать ритуал - значит не соблюдать закон". Под влиянием моистов и законников С.-ц. Ввел в свое учение и концепцию привлечения людей на государственную службу независимо от их социального положения.Политическая концепция С.-ц. Базировалась также еще на одном принципиальном положении - его учении о врожденной "злой" природе человека, преодолеть которую можно с помощью воспитания в человеке норм ритуала и чувства долга. Именно с этой целью совершенномудрые правители древности выработали понятия ли-ритуала и и-долга.Взгляды С.-ц.
Оказали большое влияние на историю кит. Философии и заложили теоретический фундамент политической доктрины императорского Китая.Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод. М., 1976. Dubs H. Moulder of Ancient Confucianism. London, 1927. The Works of Hstintze. London, 1928. Munro D.J. The Conception of Man in Early China. Stanford, 1969.В.Ф. Феоктистов.
Дополнительный поиск Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин
На нашем сайте Вы найдете значение "Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 39 символа