Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин

283

(ок. 313 - ок. 238 до н.э.) - крупнейший философ, просветитель и эрудит Др. Китая. Принадлежал к конфуцианской школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма и моизма. Учение С.-ц. Изложено в труде "Сюнь-цзы" (3 в. До н.э.) из 32 глав, 22 из которых принадлежат ему, девять - ученикам (возможно, с участием С.-ц.), а одна глава считается подделкой.Согласно сохранившимся немногочисленным свидетельствам, происходил из состоятельной семьи, получил блестящее образование. Посетил царства Цинь, Ци и Чу по приглашению их правителей, беседовал с ними о принципах управления гос- вом. Проповедовал свои взгляды в академии Цзися и был признан главой находившихся в академии ученых. Последние годы жизни провел в Ланьлине, где основал частную школу и работал с учениками над своим трудом.Учение С.-ц.

Явились критическим итогом и обобщением основных учений Др. Китая (5-3 вв. До н.э.). Мировоззрение С.-ц. Исходит из наивно-материалистического понимания природы (Неба - тянь) как естественной реальности (цзы жань), существующей независимо от человека и являющейся единственным источником происхождения всего сущего, что означает отрицание божественного, сверхъестественного начала мира. С.-ц. Первым в истории кит. Философии поставил вопрос о соотношении естественных процессов и целенаправленной деятельности человека, способного, по его мнению, познав "естественное постоянство" Неба- природы, "подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи". Философ решительно отвергал обожествление Неба и веру в духов предков, объясняя эту веру зависимостью человеческого восприятия от эмоционального состояния.Гносеологические взгляды С.-ц.

Основываются на положении о познаваемости мира. Способность же к познанию философ рассматривал как качество, присущее только человеку и выделяющее его из "тьмы вещей". К известным из учения поздних моистов двум ступеням познания - чувственному и рациональному - С.-ц. Добавил третью - человеческую деятельность как элемент самого процесса познания.С.-ц. Высказал предположение о влиянии материальных условий жизни людей на общественные процессы и первым в кит. Философии поставил вопрос об общественной сущности человека, его "умении жить сообща".Путь к богатству гос-ва С.-ц. Видел в "экономном расходовании вещей и обеспечении достатка народу". Он рассматривал конфуцианские нормы ритуала (ли) не только как критерий нравственных отношений, но и как регулятор распределения общественного продукта.Политические взгляды С.-ц.

Испытали сильное влияние идей легизма. Он считал, что ритуал (ли) применим лишь в отношениях между "управляющими" слоями, простыми же людьми нужно управлять с помощью закона (фа). Нормы ритуала (ли) были уравнены С.-ц. С законами. "Отрицать ритуал - значит не соблюдать закон". Под влиянием моистов и законников С.-ц. Ввел в свое учение и концепцию привлечения людей на государственную службу независимо от их социального положения.Политическая концепция С.-ц. Базировалась также еще на одном принципиальном положении - его учении о врожденной "злой" природе человека, преодолеть которую можно с помощью воспитания в человеке норм ритуала и чувства долга. Именно с этой целью совершенномудрые правители древности выработали понятия ли-ритуала и и-долга.Взгляды С.-ц.

Оказали большое влияние на историю кит. Философии и заложили теоретический фундамент политической доктрины императорского Китая.Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод. М., 1976. Dubs H. Moulder of Ancient Confucianism. London, 1927. The Works of Hstintze. London, 1928. Munro D.J. The Conception of Man in Early China. Stanford, 1969.В.Ф. Феоктистов.

Значения в других словарях
Сы Шу

("Четыре книги", "Четверокнижие") - свод конфуцианских канонических произведений, сформированный при непосредственном участии основоположника неоконфуцианства Чжу Си (1130-1200) в период правления династии Сун (960-1279). Свод включает четыре книги. "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), "Да сюэ" ("Великое учение"), "Чжун юн" ("Следование середине"), "Мэн-цзы" ("Книга [философа] Мэн [Кэ]"). Вместе с "У цзин" ("Пять канонов") образует свод "Сы шу У цзин" ("Четыре книги [и] Пять канонов"). "С.ш." вошел ..

Сюнь-цзы

(род. Ок. 313 – ум. Ок. 238 до Р. X.) – один из наиболее влиятельных кит. Мыслителей, предпринявший удачную попытку систематизировать учение Конфуция. В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от природы. Добрым же он может быть только благодаря воздействию извне, влиянию таких средств, как воспитание, практическая деятельность.. ..

Сюрреализм

(фр. Surrealite - сверхреальность) - художественное течение в рамках модернизма, продолжающее - вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом - тенденцию поиска "подлинной реальности" и открывающее таковую в личностно-чувственной сфере субъективности. Основные представители. А. Бретон, Ф. Супо, А. Массон, X. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магритт, И. Голль, P.M. Эчау-рена, И. Танги и др. Термин "С." был впервые употреблен не принадлежащим к С. Г. Аполлинером в 1917. Культурным прецеде..

Табу

(от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова ..

Дополнительный поиск Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюнь-цзы, Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 39 символа