Федоров Николай Федорович
(1829-1903) - религиозный мыслитель, создатель утопической системы, родоначальник рус. Космизма. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лицее в Одессе. После пятнадцатилетнего учительства в уездных городах становится библиотекарем Чертковской библиотеки, впоследствии Румянцевского музея. Круг интеллектуального общения Ф. Включал Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, К.Э. Циолковского, Ф.М. Достоевского. В историю культуры и философии Ф. Вошел сочинением "Философия общего дела", которое можно отнести к богословско-естественно-научным трактатам, а самого мыслителя к философствующим богословам "естественно-научного" крыла рус. Православного богословия. Среди центральных понятий, лежащих в основе учения, можно выделить три основных.
"общее дело", "регуляция природы", "долг сынов", а основной генерализирующей идеей, соединяющей и цементирующей все религиозно-филос. Учение, была идея патрофикации (воскрешения отцов). Специфической особенностью "Философии общего дела" было необычайное соединение разнообразных методов введения и обоснования идеи патрофикации. Богословского, оккультного, мистического и естественно-научного.Естественно-научный акт регуляции природы приобретал в учении Ф. Такую религиозно обосновываемую цель, отождествляемую с "общим делом", как выявление средства или объединение усилий живущего человечества для воскрешения отцов. С т.зр. Теологии регуляция природы является направлением общей цели. С т.зр. Психологии - содержанием цели.
С т.зр. Космологии - выявлением и мобилизацией средств для осуществления "общего дела". Сверхзадачей "проекта" Ф., изложенного в "Философии общего дела", была фантастико-утопическая цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности. "Бог, признаваемый теоретически разумом лишь как идеал, в активном регулятивном строе знания будет опознан и признан как существо, приводящее через человечество в исполнение завет, проект и план всеобщего и всемирного дела, обращающего и человеческий род, и природу в орудие воли и благости Божией, чем и уничтожится отчуждение от Бога, а с тем вместе и опала и проклятье".Соч.
В 4т. М., 1995. Т. 1, 2. Соч. М., 1982. Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" // Контекст. 1988. М., 1989.Кожевников В.А. Н.Ф. Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Ч. 1. М., 1908. Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров) // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. М., 1911. Бердяев Н.А. Н.Ф. Федоров // Путь. 1928. № 11. Семенова С.Г. Вера, пришедшая в "разум истины" // Путь. 1992. № 2..
Дополнительный поиск Федоров Николай Федорович
На нашем сайте Вы найдете значение "Федоров Николай Федорович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Федоров Николай Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 25 символа